Виктор Блажеев: "Мы рискуем потерять юридическое образование"

Виктор Блажеев считает, что юридическое образование давно требует реформы. Для этого придется не только серьезно уменьшить число непрофильных вузов, но и создать единый квалификационный экзамен для выпускников-юристов.

- Как обстоят дела с трудоустройством у ваших выпускников?

- В большинстве случаев они устраиваются по специальности. А некоторые даже заключают договоры с государственными органами и после вуза идут работать туда. Кроме того, часть наших студентов - "целевики". Каждый год 85 человек приходят учиться в вуз по направлению от прокуратуры, а после получения диплома работают там пять лет. Также 50 абитуриентов поступают к нам по направлению от Госнаркоконтроля. Многие студенты дневного отделения работают с третьего курса, и они знают, куда пойдут после вуза. Сейчас только трое из 3 тысяч прошлогодних выпускников стоят на учете в центре занятости. 25% адвокатов и 60% судей в Москве и области учились в академии.

- А в этом году?

- У нас заключены договоры со стабильными работодателями: прокуратурой, судебным департаментом. Эти структуры функционируют независимо от того, есть кризис или нет. Также у нас порядка 100 соглашений с негосударственными компаниями. Как ни парадоксально это звучит, в условиях кризиса у юристов только прибавляется работы - начинает происходить слияние или, наоборот, банкротство фирм. Масса коллективных трудовых споров.

- Но чиновники в этом году неоднократно заявляли о том, что выпускникам-юристам трудно найти работу.

- Министр образования Андрей Фурсенко имел в виду всю массу юристов, большинство из которых называться юристами не имеют права. У них нет достаточного уровня подготовки. И это проблема - высшие учебные заведения в России выпускают массу неквалифицированных юристов. Но есть вузы, которые готовят настоящих юристов. Эти специалисты всегда востребованы.

- Иными словами, государство пытается взять под контроль качество юридического образования?

- Мы уже очень долго говорили о реформе юридического образования и вот наконец перешли к реальным действиям. Если мы ничего не будем делать, то рискуем вообще потерять классическое юридическое образование. Сейчас главная проблема - это непрофильные вузы, которые готовят юристов: сельскохозяйственные, технические. Эти факультеты не имеют надлежащей базы - ни материально-технической, ни учебной, ни, самое главное, кадровой. Та же ситуация в большинстве негосударственных вузов. Но если с непрофильными вузами можно быстро разобраться - просто не давать бюджетных мест, то негосударственные вузы так просто не закроешь. Учредителями там являются частные лица. Надо ужесточать требования, которые предъявляются к юридическим вузам.

- Как именно?

- Есть целая система показателей. Например, по кадровому составу - в вузе должно быть 60% штатных преподавателей. Это очень легко отследить - где лежит трудовая книжка, там он официально и трудоустроен. Многие наши преподаватели трудятся еще в нескольких местах, другие вузы стараются их привлечь на работу к себе. Но они никогда из академии не уйдут, потому что это статус. Так что получается, что преподаватели трудятся там внештатно. Еще показатель - количество кафедр. У нас 22 правовые кафедры, 110 докторов наук, свыше 350 кандидатов. Это свидетельствует об уровне. А если в вузе две кафедры и пять докторов наук? Нужны такие "карлики"? Я считаю, что нет.

- Чиновники предлагают ввести квалификационные экзамены для юристов. Зачем это нужно?

- Идея ввести экзамен для выпускников юридических вузов, которые хотят работать по специальности, абсолютно правильная. Это хорошее "сито". И многие абитуриенты будут задумываться о том, смогут ли они сдать такой экзамен, если поступят в непрофильный или негосударственный вуз. С другой стороны, поступающий может не знать, хороший это вуз или плохой, - тут работает реклама. Поэтому если квалификационный экзамен будет введен, государство должно постараться, чтобы все вузы были на одном уровне. Или хотя бы не ниже определенной планки.

- Почему квалификационным экзаменом не могут считаться госы и защита диплома?

- Аттестационные комиссии в некоторых высших учебных заведениях стали очень снисходительными к выпускникам, "домашними". В идеале председатель комиссии в любом государственном или имеющем государственную аккредитацию вузе назначается Министерством образования. А так ли это бывает на практике, я не знаю. У нас в академии председатель аттестационной комиссии либо из мира науки, либо практик в той или иной области права. Плюс в комиссию кроме преподавателей включаются работодатели. А они точно объективны.

- А как должен проходить этот экзамен?

- К тестам я отношусь скептически: через них невозможно раскрыть умение человека убеждать собеседника, защищать свою точку зрения. Я допускаю, что часть экзамена может проходить в тестовой форме, но остальное - общение с экзаменаторами, которое позволяет выявить глубину знаний. Также это могут быть задачи, бизнес-игры - это позволит понять, как быстро человек находит решение.

- А как же коррупция? Она может осложнить проведение этого экзамена.

- Такая опасность существует. Поэтому надо создать механизм, который бы не допустил коррупцию. Такой опыт в российском образовании есть. Сейчас квалификационные экзамены есть у судей и адвокатов. Я принимаю экзамены у судей. В экзаменационной комиссии - двадцать девять человек из разных ведомств: из арбитражных, общих, военных судов, из юридических вузов. Подкупить всех этих людей достаточно сложно. Экзамены они принимают объективно. А у выпускников принимать квалификационные экзамены могут члены профессионального сообщества - Ассоциации юристов России.

- А если выпускник не сдаст экзамен?

- Если не сдаст, значит, должен поработать помощником юриста, набраться опыта. В Японии выпускники юридических вузов вовсе не являются юристами. Диплом подтверждает лишь то, что ты окончил учебное заведение. А чтобы стать юристом, надо сдать экзамен. Сдают 40%. Остальные занимаются чем-то другим. Кто не сдал, может работать в других юридических областях.

- Ассоциация юристов России предложила отменить отсрочку от армии для студентов юрфаков непрофильных вузов. Вы согласны с этим?

- Это мера, которая сразу бы решила проблему, - в таких вузах сократился бы набор, им пришлось бы закрыть юридические факультеты. Но в данный момент это противоречит закону. Сейчас отсрочка от армии дается по одному критерию: есть государственная аккредитация - есть отсрочка от армии. Но ведь закон можно изменить.

- Когда будет принят закон о совершенствовании юридического образования?

- Полагаю, это долгий процесс. Но я надеюсь, что это будет уже в следующем учебном году.

Резюме

Виктор Блажеев
, ректор МГЮА

Родился 10 января 1961 года в Черкасской области.

Образование: окончил Всесоюзный юридический заочный институт, кандидат юридических наук.

Предыдущие места работы: первый проректор по учебной работе МГЮА, заведующий кафедрой гражданского права МГЮА.

Цифры

17 000 студентов учатся в академии

8 человек на место - конкурс на очную форму обучения в 2008 году

210 000 рублей в год - максимальная стоимость обучения в МГЮА

128 000 рублей в год - минимальная стоимость обучения в академии

Источник: МГЮА