"Аэрофлот" ссаживает персонал

5000 сотрудников крупнейшего авиаперевозчика находятся под угрозой увольнения. В первую очередь это касается топ-менеджеров и офисных сотрудников. Пилоты и технический персонал пострадают меньше всего.

О реорганизации штата компании сообщил генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев. "Мы готовимся к сокращению персонала, как и любая другая компания в условиях кризиса", - заявил он на годовом собрании акционеров.

Компания оптимизирует штат из-за убытков. За первые пять месяцев этого года объемы воздушных перевозок упали на 60%, и потери компании достигли 986 млн. рублей. При этом большую часть доходов "Аэрофлоту" приносят не перевозки, а "пролетные" деньги. Это суммы, которые компания собирает с иностранных перевозчиков за пересечение воздушной границы России.

Конечного приказа о сокращении пока нет, но речь идет об увольнении 30-35% сотрудников компании. "Точные данные о численности сокращаемых появятся к концу июня, когда будет проанализирована структура компании", - комментирует Лев Кошляков, заместитель генерального директора "Аэрофлота".

Урежут офис и руководство

Штат "Аэрофлота" раздут на 30-35% по сравнению с европейскими авиакомпаниями, считает Виталий Савельев. Сейчас в компании работают 15 тысяч человек. Почти половина из них (7 тысяч) не занята непосредственно обслуживанием лайнеров. Именно их и будут сокращать в первую очередь. Уже известно, что свои должности потеряют 8 из 23 топ-менеджеров компании.

Рядовым офисным работникам также придется несладко. "Штат компании сильно раздут. Многие службы дублируют работу друг друга, - рассказывает сотрудник одной из консалтинговых компании авиаотрасли, пожелавший сохранить анонимность. - Функции некоторых отделов не регламентированы, есть люди, которые вообще непонятно чем занимаются". В частности, это касается не попадающих под контроль центрального офиса представительств в регионах.

Летчикам бояться нечего

Треть персонала компании - это летный состав, в том числе 2 тысячи человек - собственно пилоты. Еще 3,5 тысячи - бортпроводники. Этих работников сокращать, скорее всего, не будут, ведь они приносят компании непосредственную прибыль. Более того, наем этих специалистов продолжается. Например, сейчас "Аэрофлот" ищет пилотов, способных управлять новым самолетом Sukhoi Superjet 100, а также закупленными недавно Airbus A-320.

В случае увольнения пилоты без труда найдут работу, даже несмотря на кризис. "Проблемы при трудоустройстве могут возникнуть только у возрастных пилотов, не знающих английского языка", - рассказывает Мирослав Бойчук, президент Профсоюза летного состава России. Сейчас "Аэрофлот" избавляется от парка самолетов Ту-154М, а пилотов переобучает. Несмотря на дороговизну, компании приходится оплачивать обучение, ведь пилотов в отрасли не хватает. Исключением являются летчики предпенсионного возраста, которых переобучать нерентабельно. "Таких единицы", - говорит Мирослав Бойчук.

Инженеры - под вопросом

Еще 3 тысячи человек в "Аэрофлоте" занимаются техническим обслуживанием воздушных судов. Эти специалисты также пострадают по минимуму. В крайнем случае они будут выведены за штат компании в дочернее предприятие, но продолжат работать на нее. Лев Кошляков не исключает, что обслуживание судов "Аэрофлот" выведет на внешний аутсорсинг. В таком случае подразделение будет ликвидировано, а инженерам придется искать себе рабочие места в других компаниях.

Вряд ли у них возникнут с этим проблемы. Инженерно-технические специальности в дефиците - даже во время кризиса их представителей продолжают нанимать. В кризис это продолжают делать некоторые авиакомпании и аэропорты. Например, сибирская "ЮтЭйр", а также Внуково.

Цифры

Эффективность персонала авиакомпаний, пассажиров в год на одного сотрудника


2000 Delta Airlines

1000 Japan Airlines

825 British Airways

800 "Аэрофлот"

700 Air France

654 Lufthansa

Источник: открытые источники