СНОВА СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС?

Немецкие "коричневые" молодчики в Германии не сидят без дела. Устраивают уличные погромы с потасовками против полиции и политических соперников, малюют свастику на синагогах, оскверняют еврейские захоронения. И вот теперь вплотную занялись славянами.

Недавно в местечке Малый Велков, что неподалеку от Будышина - культурной столицы лужицких сербов (сорбов), они испоганили нацистскими изречениями, свастикой и рунами SS автобусные остановки, замазали черной краской названия улиц, написанных на лужицком наречии. Не впервой бесчинства - еше в период объединения Германии в этих краях реяли лозунги неонацистов: "Лужицких сербов и евреев в газовые камеры!"
Славянские племена, из которых и образовались позднее лужицкие сербы, появились на неспокойных землях восточнее Эльбы и Заале еще в эпоху великого переселения народов. Первое упоминание о лужичанах встречается в 631 году. В XVI веке под влиянием Реформации у них появилась своя письменность. В 1697 году лужицкий филолог Михаил Френцель подарил Петру Великому, проезжавшему через Полабскую Сербию, несколько книг на лужицком языке. Родилась в этих краях Софья Ангальт-Цербская (Сербская), будущая российская императрица Екатерина Вторая. Историки предполагают, что она знала о своих славянских корнях. Тургенев, совершая путешествие по славянским землям Германии, писал родителям 29 мая 1804 года: "Для русского славянина Лужица должна быть интереснее Италии, потому что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же в Лужице все дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужичанах, видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев".
Официальная немецкая историография признает, что во времена фашистской диктатуры планировалось искоренить само название "лужицкие сербы", которых фюрер называл "славяноязычными немцами". Но и до Гитлера судьба наших братьев по крови в Германии была тяжелой. Еще в 1922 году ведущие ученые-слависты Европы обратились с посланием в Лигу Наций, в котором подчеркивалось, что речь идет о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200 тысяч человек.
Из некогда двухсот тысяч ныне насчитывается в верхней Лужице (Саксония) около 40 тысяч человек, в нижней (Бранденбург) 20 тысяч, оба района находятся на территории бывшей ГДР, и в те годы по понятным причинам к ним хорошо относились и в социалистической Германии, и не забывали в социалистическом Советском Союзе.
Объединенная Германия взяла на себя обязательства "содействовать всестороннему развитию сербского меньшинства". По законам земель Саксонии и Бранденбурга лужичане на бумаге имеют широкие права - сохранение культурной идентичности, развитие национальной культуры, право на название населенных пунктов на двух языках, обучение на собственном языке, возможность общения на нем с властями. Предусмотрены и дотации как из федерального, так и из местного бюджетов. До недавнего времени на территории лужицких сербов действовало три музея, театр, ансамбль песни и танца, десятки фольклорных коллективов, издавались книги, журналы, газеты.
Но в последние годы идет планомерное наступление властей на права малого славянского народа. Как сообщает Сергей Прямчук, руководитель Общества дружбы россиян с лужичанами, планируется закрыть единственный национальный театр, снести лужицкое местечко Рогов, уже под разными предлогами ликвидировано около сотни поселений. Предполагается закрытие нескольких сорбоязычных школ. Распоряжением главы министерства культов Саксонии Матиаса Рослера запрещено преподавание родного языка в школе села Кроствиц, которая, по мнению Яны Марковой из родительского объединения, "является фундаментом для сохранения сорбского языка". Жители села продолжали обучение родному языку с помощью преподавателей, уже ушедших на пенсию. Рослер пригрозил сначала непризнанием годовых оценок, а затем распорядился не пускать в эту школу детей и их добровольных учителей. На родителей, не желающих переводить своих детей в немецкие школы, может быть наложен штраф.
Так стоит ли удивляться в этой ситуации наглости неонацистов, разномастных правых радикалов, которые явно рассчитывают на безнаказанность, поскольку практически действуют в унисон с официальными органами.