ЗАВТРА - ВОЙНА
Об этом тревожном времени и песни спеты, и книги написаны, и фильмы сняты. И почти везде два ключевых слова - "война" и "завтра", щемящее предчувствие надвигающейся беды. Но больше всего, пожалуй, досталось этому периоду от историков и публицистов, выясняющих, были ли мы готовы к войне, а если готовы, то в какой степени. И почему так все начиналось. Столько копий сломано... А сколько еще ждут своей очереди!
СЕМЬЮ ВОСЕМЬ
Последний мирный год, открывающий "сороковые роковые, свинцовые, пороховые". Июнь 1940-го. До начала войны оставался год.
В печати появляется сообщение о пленуме ВЦСПС, который обратился ко всем трудящимся с призывом увеличить рабочий день на один час и перейти на 7-дневную рабочую неделю. В те времена такого рода инициативы, понятное дело, хотя и рождались снизу, но оплодотворялись сверху. Надо сказать, что с начала тридцатых годов в СССР был установлен 7-часовой рабочий день при 6-дневной рабочей неделе. "Время, вперед!", прозвучавшее в годы первой пятилетки, явно прибавило шагу. Семью восемь - это вам не шестью семь. Народ, конечно, сразу сообразил, что к чему. К войне, конечно.
А когда сейчас без всяких призывов работодатель увеличивает рабочий день, мы сразу соображаем, что это к новым доходам. Разумеется, работодателя.
СЧЕТ НА МИНУТЫ
Уже на следующий день после профсоюзной инициативы, 25 июня, был обнародован указ президиума Верховного Совета СССР о переходе на новый режим работы. Этим же указом вводилась уголовная ответственность за опоздание на работу более чем на 21 минуту. На 22-й минуте можно было загреметь в тюрьму. Запрещался самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений.
Страна решительно переходила на рельсы мобилизационной экономики. Жаль только, что путь этот оказался слишком коротким. Как обычно, спешили, но не успели.
ЗОЛОТЫЕ ОСАДКИ
Как сообщали газеты, в июне последнего предвоенного года произошло невиданное явление. В деревне Мешеры Горьковской области во время грозы с неба посыпались золотые и серебряные монеты времен Ивана Грозного. Всего было собрано около трех тысяч монет.
65 лет спустя мы такому явлению, пожалуй, не очень бы удивились, насмотревшись, как проливались золотые дожди гораздо большей интенсивности на головы наших олигархов. Правда, иногда эти осадки переходят в посадки.