"ЗОЛОТО" БЛАТНОЙ ПРОБЫ

Великий ученый Альберт Эйнштейн, автор теории относительности, говорят, школьной медали не имел - ни золотой, ни серебряной. Автор сотен изобретений Томас Эдисон вообще ходил в школу только три месяца, учителя посчитали его... недоразвитым...

Не в медалях дело. Однако каждый год вокруг школьного "золота" кипят нешуточные страсти. Не ради того, конечно, чтобы щегольнуть потом наградой в театре или на дне рождения начальника. Слухи и сплетни, подтасовки, подкупы - все это связано с тем, что для многих выпускников школ эта медаль - едва ли не единственная возможность "бесплатно" поступить в вуз.
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому факту, что, когда в 1986 году была вновь введена "в оборот" серебряная медаль (после ее отмены в 1968 году), количество родительских жалоб на предвзятость учителей резко снизилось.
Количество медалей, торжественно вручаемых выпускникам, увеличивается с каждым годом. Пять лет назад в Мордовии было 604 медалиста, в 1996-м посылка, отправленная в Саранск мастерами Монетного двора, заметно потяжелела - 709 медалей, в прошлом году их было уже 926. Сегодня ожидается появление еще одной тысячи медалистов!
Преисполненный гордостью за доморощенных Ломоносовых, как-то забываешь все непатриотические выкладки беспристрастных социологов, статистиков, утверждающих, что заметно, качественно выделяться среди одноклассников могут лишь около 15 процентов школьников. Незаурядно даровитыми и вовсе можно назвать лишь 2 процента детей.
С другой стороны, классик был прав - умом Россию не понять. А уж Мордовию - тем более. Почему талантливых детей в славной Кабардино-Балкарии (где года два назад, рассказывают, медали получал едва ли не каждый выпускник, прилично овладевший грамотой) или даже у нас в Мордовии рождается куда больше, чем в Московской или Саратовской областях? Почему в наших благодатных местах золотым медалистом становится приблизительно каждый 40-й выпускник школы, а в белокаменной, научном и культурном центре, - лишь каждый 200-й?
Разгадкой подобных парадоксов решили в этом году заняться работники министерства образования республики. Так, своеобразная проверка на состоятельность начинается у претендентов на серебряные медали. Если обладатели "золота" у всех на виду, работы претендентов многократно проверяются и перепроверяются, то серебряные медалисты остаются как бы в тени.
К примеру, Атюрьевский район просит более 30 серебряных "знаков". Причем большая часть их приходится на школу в районном центре. Можно привести и другие адреса - Торбеево, Теньгушево, Ардатов, Большие Березники, Ромоданово, Рузаевка. Даже Саранск: среди воспитанников школ N 5, 12, 20, 36 - десятки обладателей медали "За особые успехи в учении", некоторые готовы выпустить в свет до 30 медалистов!.
Во многих западных странах поступили предельно просто - вступительные экзамены в высшие учебные заведения взяли да и отменили. Студентом вуза имеет право стать каждый выпускник среднего учебного заведения, сдавший специальный тест. Правда, в последующие годы учебы до половины "соискателей" отсеивается. Вполне естественно, что никакие золотые и серебряные медали "буржуям" просто не нужны.
Скорее всего, нечто подобное ожидает и российских школьников. В Мордовии, например, уже который год сотни молодых людей не дожидаются экзаменов, предпочитая им более справедливую систему тестирования. В Госуниверситете им. Н.П.Огарева в этом году таких соискателей оказалось около трех тысяч. Увы, далеко не все будущие медалисты смогли подтвердить школьные отметки.
Впрочем, юные таланты могут быть уверены в особом к себе отношении - еще в прошлом году глава республики заявил о дополнительном контроле за судьбами школьных медалистов. В конце концов, говорят, даже Лев Толстой, с треском проваливший историю на вступительных экзаменах в Казанский университет, поступил в вуз не без протекции своего дяди, вице-губернатора Казани...