Планета обезьян

Тим Бертон отдал «Золотую пальмовую ветвь» самому необычному фильму за всю историю Каннского фестиваля. Никита Михалков на церемонию не пришел

«Дядюшка Бунми, способный вспомнить свои прежние жизни» — не фильм, а космический корабль, странное, причудливое детище фантазии молодого, но уже признанного кинокритиками гением режиссера из Таиланда Апичатпонга Вирасетакуна, — получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». То, что этот фильм — лучший в конкурсе, понимали большинство из зрителей фестиваля, но вот предсказать то, что этой картине дадут главный приз, не решался никто. «Дядюшка Бунми…» — фильм о смерти и реинкарнации, в котором играют непрофессиональные артисты; в замедленном гипнотизирующем ритме режиссер вместе со зрителями и заглавным героем, умирающем от почечной недостаточности, совершает путешествие в загробный мир, населенный монстрами, духами и говорящими животными. В частности, Призрачными Обезьянами. Выходит, о грядущей награде можно было бы и догадаться: все-таки, Тим Бертон — автор «Планеты обезьян». Эта «Золотая пальмовая ветвь» — первый крупный приз для Таиланда за всю историю кинематографа, но уже не первый каннский трофей Вирасетакуна: на его счету — приз «Особый взгляд» за картину «Благословенно ваш» (2002) и приз жюри за «Тропическую лихорадку» (2004).

Непредсказуемость этого радикального решения искупается множеством компромиссов. Гран-При отошел фильму «О богах и людях» Ксавье Бовуа — традиционной, классической драме на основе реальных событий, призывающей к единению и смирению. Приз жюри достался «Кричащему человеку» Махамата-Салеха Харуна (республика Чад) — посредственному фильму на точно ту же самую тему. Попытавшийся сымитировать стиль позднего Феллини французский актер Матье Амальрик поставил как режиссер картину «Турне» об американских стриптизершах во Франции, и получил за это незаслуженный режиссерский приз. Хавьер Бардем («Красата») и Жюльетт Бинош («Заверенная копия») — знаменитые европейские актеры, у которых есть по «Оскару», но никогда не было каннских наград. Вот им их и дали. Правда, обе актерские работы — в самом деле, яркие и нетривиальные даже на общем впечатляющем фоне фильмографий Бардема и Бинош. За компанию Бардему добавили симпатягу-итальянца Элио Джермано, артиста средних способностей. Пожалуй, единственный приз, вызывающий подлинное уважение (кроме самого главного), — это награда за сценарий, отданная корейцу Ли Чандону за его жестокую драму «Поэзия».

Русские фильмы никаких призов в этом году не получили. Возможно, потому, что в конкурсе их, по сути, было два, а это — само по себе награда.