По словам начальника отдела кадров "Подольск-Цемента" Нины Сухоручкиной, предприятие расширяется, а рабочих нет. Обращались в местную службу занятости - не помогла. В "Труде" прочитали, как в Тверской области готовятся к приему соотечественников из ближнего зарубежья, а куда селить - не знают. Цементники загорелись желанием принять участие в президентской программе, пригласить специалистов из ближнего зарубежья. Отдел кадров направил письма в российские посольства в Киргизии, Туркменистане: мол, готовы даже перевезти людей за свой счет. Но ответов пока нет. И, скорее всего, не будет.
- В посольствах пока нет соответствующей базы данных, - заявил корреспонденту "Труда" зам. министра иностранных дел Александр Яковенко. - Эта работа только начинается. Вы же знаете, что определены пилотные регионы, где переселенцев ждут в первую очередь.
А зам. главы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин дал понять, что подмосковное предприятие не может рассчитывать на участие в президентской программе добровольного переселения соотечественников. Она главным образом для обезлюдевших регионов, где вообще некому жить и работать.
- Кстати, у нас не трудоустроены 500 тысяч вынужденных переселенцев, давно перебравшихся в Россию, - напомнил Поставнин. - Данные о них есть в региональных миграционных службах.
В отличие от ФМС независимые эксперты считают, что у нас болтаются без российского гражданства не полмиллиона, а как минимум вдвое больше россиян из стран СНГ. Среди них есть и высококвалифицированные рабочие. Но этих людей без паспортов никто не берет на легальную работу.
- Вот и мы не сможем законным образом их у себя оформить, - сокрушается главный кадровик "Подольск-Цемента". - А без этого не будет жилья, медицинских страховок и других соцгарантий.
"Труд" попробовал через коммерческие кадровые агентства найти специалистов для подольского предприятия. Как выяснилось, за каждого нанятого рабочего с работодателя возьмут 1500 рублей. Причем половину этой суммы надо отдать в качестве предоплаты. Кстати, фирмам проще работать с гастарбайтерами, чем с российскими гражданами. А цементному заводу нужны не временные, а постоянные кадры.
В минувший четверг глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов выступил в Госдуме с докладом о рынке труда. Оказалось, министр делает ставку на "внутреннюю трудовую мобильность населения". Он пообещал, что уже к осени будет создан национальный банк данных о гражданах, готовых переселяться при господдержке в регионы, где рабочая сила в дефиците. Что-то вроде новой целины. Но в том-то и казус, что найти пару десятков квалифицированных рабочих на зарплату, сопоставимую со среднемесячным доходом служащего Банка России, - большая проблема даже для преуспевающего предприятия в ближнем Подмосковье. Хотя населения здесь в избытке.
Получается, что официальные программы и реальность в одной точке не сходятся. Они как параллельно идущие рельсы. В той же Тверской области жилья нет, соотечественников зовут в чисто поле. В то же время предприятия, которые могут их принять, нормально расселить и платить очень приличную по российским меркам зарплату - принять не могут. Да и самих россиян зовут в безлюдные области, хотя рабочих остро не хватает в реальном секторе экономики даже в густозаселенном центре страны.
Министр Зурабов хотя бы честно признал: "Как такового рынка труда в России не существует". В ряде отраслей дефицит составляет от 30 до 50 процентов. И по большей части это как раз квалифицированные рабочие. Даже в Москве из 160 тысяч вакансий таких - свыше половины.
Сколько стоит слесарь?
Оказывается, не только "Подольск-Цемент" предлагает квалифицированным рабочим зарплату, от которой трудно отказаться. В Москве средний заработок таких специалистов в строительстве и производстве стройматериалов тоже дошел до 35 тысяч рублей.
Столько же, а то и до 40 тысяч в месяц, платят квалифицированным рабочим Новолипецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, Оскольский электрометаллургический, акционерное общество "Карельский окатыш".
Заработки свыше 30 тысяч рублей - у рабочих на Уральском, Томском и Ленинградском заводах силовых машин. И все равно кадров не хватает.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Владимир ВЛАСОВ, консультант департамента социально-трудовых отношений ФНПР:
- Работодатели заявляют о миллионе вакансий, из которых три четверти - кадры рабочих профессий и только четверть - инженерно-технических. Квалифицированные мастера, слесари, механики на вес золота и стоят дорого. Уходит на пенсию поколение старых кадровых рабочих, а смены нет. ПТУ стали не нужны еще в перестройку. Многие из них закрылись, судьбу оставшихся предоставили решать регионам - в зависимости от кадровых потребностей. Поскольку предприятия тоже позакрывали, выпускники училищ, освоив теорию будущего ремесла, подчас совершенно не имеют практики. А работодатели, за редким исключением, не хотят тратить деньги на обучение персонала. Им нужны готовые мастера.
Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования:
- Если быть точным, у нас закрылось 60 процентов средних ПТУ, а в таких индустриальных регионах, как Ярославская, Ивановская, Челябинская области, - 80 - 90 процентов. Новые хозяева предприятий решили для себя, что это непрофильные активы.
Самое обидное, что закрылись все ПТУ, не дающие среднего образования. Если раньше ребята после 7 - 8 классов могли в них учиться (не всем же в академии поступать), то теперь, по данным -ЮНЕСКО, 2,3 миллиона школьников в возрасте до 16 лет вообще нигде не учатся, болтаются по улицам. Систему профтехобразования надо срочно воссоздавать, иначе через 5 - 6 лет страна останется вообще без рабочих.
Андрей БУНИЧ, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
- Я не думаю, что для государства большая проблема - определиться, сколько и каких специалистов ему не хватает. А затем дать поручение миграционной службе - содействовать переезду в Россию людей, имеющих дефицитные трудовые навыки и квалификацию. Тем более что население у нас сокращается. В той же Америке имеется список востребованных специалистов. И если мигрант докажет, что у него нужная квалификация, ему дают грин-карту. И страны ЕС используют миграцию для заполнения вакантных мест в экономике. Это я к тому, что не отдельно взятое предприятие должно решать эту проблему, а государство.
Касательно ПТУ, еще вопрос: много ли выпускников наших школ захотят обучаться рабочим профессиям? Телевизор, реклама сделали свое дело. Молодые люди считают: лучше быть "звездой" - но только не на ткацкой фабрике, а на телевизионной. И самоутверждаться не в заводской, а в бандитской бригаде. Гегемон теперь явно не в чести. Или я не прав?