Другое дело - Дима Билан наконец-то, после ряда наших неудач, выступил ярко и занял второе место. Хотя опять-таки обидно: с позиции все того же музыкального человека как день ясно - Дима с его мелодичной, несущей драматический заряд песней "Never Let You Go", с его великолепно выработанным вокалом (тут и лирическая кантилена, и страстный речитатив, и нежный фальцет - в Гнесинке и ГИТИСе профессора зарплату зря не получают) неизмеримо выше полуумеек, способных только сипеть невнятный мотивчик, изображая из себя страшилищ. Может, в костюмах страшилищ все дело? Но тогда при чем тут конкурс песни? Давайте называть его конкурсом костюмов.
В устах ряда экспертов уже прозвучала мысль о том, что нынче формат "Евровидения" сильно изменился. Признаки этого стали проявляться года два назад - когда победила украинка Руслана с "дикарским" шоу. Правда, кроме экстравагантных костюмов, она все-таки показала неплохое пение, но сейчас, кажется, уже и умение петь необязательно. Что же произошло? Если раньше конкурс с легкой иронией называли шоу для домохозяек - имея в виду, что смотрят его в основном добропорядочные дамочки (ну и их мужья, наверное) со вполне устоявшимися жизненным положением, вкусами и идеалами, то теперь публика, похоже, резко помолодела. 40-летняя мадам вряд ли проголосовала бы за неуклюжих лицедеев в облике кровожадных монстров. А вот ее 13-летний сынок, вполне вероятно, на таких "западет" - благо отличить талант от бездарности и профессионалов от халтурщиков он еще не умеет, зато вдоволь насмотрелся вышеупомянутых монстров в компьютерных играх и мультиках средней степени глупости. Ну ладно бы за туповатый финский номер проголосовали из солидарности соседи-северяне, но ведь наряду с ними высокие баллы этой беззубой пародии на "черную мессу" выставили Греция, Испания, Андорра, Хорватия... Вот пример глобализации далеко не в лучшем ее проявлении.
Еще год назад проникновенные лирические вещи мальтийской исполнительницы или латвийского мальчукового дуэта пользовались большим успехом. Но сегодня чудесные, мелодичные, благородные по смыслу песни, которые, на мой "гнилой" интеллигентский вкус, могли бы фигурировать в верхних строчках итоговой таблицы, безнадежно провалились - например, зовущая людей к братству ансамблевая баллада швейцарской группы "Six For One", открывшая тур и задавшая, как мне казалось, очень высокую планку соревнования.
Конечно, есть и проблески надежды. Отраден успех (хотя надо понимать, что это во многом аванс новичку) дебютанта "Евровидения" - Армении с ее сладкоголосым Андре. За певца из маленькой кавказской страны горой (так и подмывает сказать - Араратом) встала даже Турция - это просто сенсация и один из самых отрадных моментов всего конкурса. Ведь исторически между двумя народами сложились непростые отношения. Вот так бы, в песенном состязании, и решать все прочие споры...
Ну и, конечно, за песню Андре, где симпатично использован народный элемент, выступили россияне, украинцы и белорусы. Кто после этого скажет, что, разделенные границами, мы разучились понимать друг друга? За Диму Билана отдали голоса не только братья - восточные славяне, но и жители Латвии, Эстонии, Молдавии, Литвы. И как бы ни проклинали нашу бывшую единую родину иные политики (хоть в той же Прибалтике), а ее целостное культурное пространство по-прежнему существует, и эту реальность никак не отменить.
Но пафос нынче не в моде, поэтому позволю себе несколько замечаний и в наш, российский адрес. Так, при всей яркости Диминого выступления затея со статисткой-привидением, выползающей из рояля, показалась дикой и безвкусной всем, с кем мне удалось поговорить. По их мнению, только обаяние Димы "вытянуло" сценический номер. Ну и о телевизионном шоу в студии "Останкино", как бы обрамлявшем конкурс в Афинах. Оно вызвало откровенную оторопь: сидела куча народу, не имеющего зачастую не только отношения к музыке, но попросту музыкального слуха - например, Владимир Жириновский, который, как на грех, любит порой попеть в телекамеру, но еще ни разу (при мне, во всяком случае) не взял и единой чистой ноты, а тут взялся судить об уровне выступающих на "Евровидении". Зачем Первый канал ввел его в члены национального жюри от России? С подачи политика в так называемом обсуждении господствовал провинциальный шапкозакидательский тон. Выступавшие наперебой кричали: кто они такие против нас, эти европейцы, да за границей никто петь не умеет... А "музыковед" Александр Хинштейн (которого мы до сих пор знали как депутата и специалиста по политическому компромату) в ура-патриотическом пылу договорился, будто Финляндия - не больше чем 16-я республика СССР. Очевидно, в школе не усвоил разницу между страной Суоми и бывшей Карело-Финской ССР, нынешней Карелией...
Иногда, правда, кто-то из действительно профессиональных судей, вроде Ларисы Долиной или Владимира Шаинского, пытался отойти от заданной политиками митинговой истерики, поговорить всерьез о самих песнях, о том, чем реально сильны или слабы национальные песенные школы, но бдительный ведущий Андрей Малахов быстренько затыкал им рот.
И невольно возникла догадка: а что если и в других странах сидит в телестудиях вот такое же "толковое" жюри, чьи голоса по регламенту "Евровидения" суммируются с голосами телезрителей в пропорции 50:50? Тогда, может, зря я качу бочку на тинейджерскую аудиторию шоу, и совсем не подростки ответственны за диковатые результаты нынешнего конкурса?
ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
ВАЛЕРИЯ, певица:
- Хоть Дима оказался вторым, я все равно испытывала гордость за нашу страну. Он очень здорово показался. Почему дали первое место этим ряженым - загадка не только для меня. Я и московских друзей спрашивала, и в родной Аткарск звонила - все возмущены. Многим понравилась шведка Карола, боснийский певец. Очень хороши были латыши, а Тина Кароль с Украины, я думала, станет главной Диминой конкуренткой. Но на "Евровидении" истинный талант и профессионализм, видно, не в цене.
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
- По-моему, серьезные люди давно "Евровидение" не смотрят. Я за долгие годы не могу вспомнить ни одной стоящей песни, которая стартовала бы на нем, закрепилась в жизни, вошла в репертуар различных исполнителей... К сожалению, теперь и мы пошли по среднеевропейскому пути, и наши песни стали похожи одна на другую.
Не стоит сильно расстраиваться из-за нынешних результатов. Конечно, выиграть в песенном соревновании у старушки Европы было бы приятно. Но не потому ли мы так сейчас переживаем, что пока не можем выиграть у Запада другие, куда более насущные "соревнования" - например, за достойный уровень жизни?..