Когда об изобретении писателя написали газеты, конструкциями от Бачинского наводнился чуть ли не весь город. В дождливую погоду по улицам ходили толпы горожан, которые слушали музыку и освещали зонтиками колдобины на дорогах. Но запатентовать свою идею Бачинский поленился, о чем потом долго жалел: похожие зонтики появились вскоре на Западе.
В отличие от писателя житель Ростовской области Владимир Лихачев свою идею дарить иностранцам не стал. В 2004 году внучатый племянник академика Лихачева получил патент на уникальный двигатель внутреннего сгорания и стал самым молодым изобретателем в России - ему тогда было всего 20 лет. Двигатель юного Кулибина настолько поразил западных автомобилестроителей, что компания "Дженерал моторс" пригласила парня поработать в конструкторском бюро завода. Но Владимир вежливо отказался - ему еще надо было университет окончить.
Сегодня Россия переживает очередной бум технического творчества. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) ежегодно принимает более двадцати тысяч заявок от изобретателей. Причем зуд творчества мучает не только опытных инженеров и конструкторов, но и обычных студентов и школьников, которые придумывают все что угодно, вплоть до гитар для игры на космических кораблях...
- Не удивляйтесь, к нам и с такими идеями приходят, - рассказывает Валентина Амелькина, руководитель Всероссийской патентно-технической библиотеки, где хранится информация о миллионах открытий, принадлежащих Кулибиным со всего света.
Она работает в этом хранилище идей уже сорок лет и до сих пор не перестает удивляться пытливости российского ума:
- Одно время наши граждане были без ума от австралийского вечного двигателя и лезвий, которые затачивались солнечными лучами. Доходило до того, что описания этих патентов из библиотеки просто выкрадывали. Сейчас уже, конечно, ничего у нас не воруют, но интерес к необычным идеям по-прежнему высок.
Правда, познакомиться с самыми сенсационными идеями могут далеко не все: это привилегия в основном экспертов Института промышленной собственности, которые и оценивают все новейшие изобретения. "Обычно наиболее интересные разработки у нас хранятся под грифом "Секретно", - рассказывают сотрудники Роспатента. Видимо, чтобы они всякого рода промышленным шпионам не достались. Ведь воровать у наших изобретателей есть что. Чего только один космический кабриолет стоит. Способ доставки человека к звездам с помощью ракетоносителя и расположенной на его обшивке авиационной катапульты вызвал немалый интерес на недавно прошедшем Московском международном салоне промышленной собственности "Архимед".
А другим изобретением - рецептом приготовления водки из снега и льда - уже заинтересовались некоторые западные производители алкоголя.
- Обычно такие изобретения мы включаем в раздел А (удовлетворение жизненных потребностей человека). По этому разделу к нам и поступает больше всего заявок на выдачу патентов, - вводит в курс дела Валентина Амелькина. - Правда, не все идеи находят применение в повседневной жизни.
Трудно сказать, кого заинтересует листовое мыло в виде отрывного календаря, одноразовая бутылка, которая съеживается по мере ее опорожнения, или галстук на железной молнии. Хотя некоторые необычные идеи все же имеют право на жизнь. Например, способ производства алкогольного мороженого или диагностика интеллектуальной потенции за счет измерения температуры кожи на висках при выполнении специального умственного задания.
- Вам-то смешно, а люди, между прочим, к этому серьезно относятся, - говорят во Всероссийском обществе изобретателей и рационализаторов. - Возьмите хотя бы создателей самодельных самолетов. Только в одной Свердловской области за последние годы собрали более 500 летательных аппаратов. На них до сих пор летают. Хотя и было несколько катастроф, но люди все равно стремятся в небо.
Впрочем, небо для изобретателей - уже пройденная стихия. В настоящее время их манит стихия солнца, ветра и моря.
- Недавно один умелец принес чертежи вечного двигателя, который может работать на энергии приливов и отливов, - рассказывают в патентном ведомстве. - Идея хорошая, но как ее воплотить в жизнь, никто не знает. Даже сам автор идеи.
Обычно такие люди часто обивают пороги общественных приемных администрации президента и правительства. "Дайте нам 5 миллионов долларов, и мы сделаем вселенское открытие", - требуют они у чиновников, но уходят ни с чем. У государства сейчас другие заботы и проблемы.
Хотя государевы люди тоже порой делают ценные открытия. Например, экс-премьер Виктор Черномырдин получил несколько патентов на изобретения в области газодобычи. Его коллега Сергей Кириенко создал "устройство для проведения мгновенной лотереи". А мэр Москвы Юрий Лужков запатентовал несколько видов ульев, кулебяк, расстегаев, способы производства кваса и медового напитка. Юрию Михайловичу уже давно пора присвоить звание "Почетного изобретателя России".
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- 23 644 заявки на выдачу патентов поступило в Роспатент в 2005 году от наших изобретателей, 19 447 патентов на изобретения было выдано в минувшем году российским заявителям.
- 1990 человек имеют почетное звание "Заслуженный изобретатель РСФСР", 928 человек - "Заслуженный изобретатель Российской Федерации".
- 3407 человек получили звание "Заслуженный рационализатор РСФСР" и 402 человека стали "Заслуженными рационализаторами Российской Федерации".
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Юрий МАНЕЛИС, председатель Республиканского совета ВОИР, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений:
- Мы сегодня объединяем четверть миллиона ученых, инженерно-технических работников, служащих и рабочих во всех производственных сферах. К сожалению, сегодняшний изобретатель и рационализатор сильно "постарел". Многие молодые энтузиасты ушли с предприятий в рынок, и к верстаку или кульману они уже не вернутся. Сегодня создают изобретения в основном 45-летние. Однако говорить о том, что изобретательство уходит из нашей жизни как явление, некорректно. Изобретения есть, их немало. И если наш промышленный комплекс будет на них опираться, то получит толчок к дальнейшему развитию. Не надо полагаться только на сырьевые ресурсы. Они исчерпаемы, а вот человеческий интеллект - никогда.