Затем перевес "автономистов" постепенно уменьшался и по последним, все еще неокончательным, данным за восстановление независимости Черногории высказалось 55,4 процента граждан республики.
Порог в 55 процентов является критическим - ес-ли доля проголо-со-вав--ших за отде-ле-ние станет меньше него, то Европейс-кий союз не посчитает ре-шение при-ня-тым. Такое развитие со-бы-тий означало бы полити-чес-кую смерть для чер-но-горского премьера Мило Джукановича и его коман-ды. Во-первых, свою кампанию они вели как раз под лозунгом "В Европу без Сербии". Во-вторых, Джуканович во всеуслышание пообещал в случае про-игры-ша своих сторон-ни-ков на голосовании пойти на вне-оче-редные парла-мент--ские выборы, после которых бы, скорее всего, власть его партии ослаб-ла. А на Балканах нет ни-че-го более уязвимого, чем пошатнув-ший--ся влас-те-лин - народ любит силь-ных лидеров и примеры успешного ре-ван-ша очень редки.
Результат голосования, каким бы он ни был, можно было бы безогово-роч-но принять как решение граждан Черногории. Да и явка была небыва-ло высокой - более 86 процентов. Значит, равнодушных мало. Однако толь-ко слепой мог не заметить тех манипуляций, к которым при-бег-ли рес-пуб-ли-кан-ские власти, стараясь исключить участие в референ-ду-ме желающих сохранения союза Сербии и Черногории и привлечь как можно больше тех, кто высказался бы за независимость.
Известно и о том, что госслужащих попросту обязывали проголосовать, как велит правительство, а за ослушание увольняли. Однако, достигнутые 55 процентов все обвинения в подтасовках отправят, вероятнее всего, на обсуждение историкам, а не судьям. Слишком уж велик накал страстей. Надо признать, что Черногория выбор сделала. Хо-тя в целом референдум выглядел как личный "бизнес-проект" черногорского премь-ера, для которого поражение могло обернуться крушением во всем.
Свою политическую карьеру Мило Джука-но-ви-ч начал еще в студенчес-кие годы и быстро вырос до члена центрального руководства Союза социа-лис-ти--чес-кой молодежи СФРЮ. Затем стал самым молодым членом ЦК Сою-за коммунистов Югославии. А в 1991 году в свой 29-й день рождения был из-бран председателем правительства Черногории, оказавшись самым моло-дым премьером в Европе. С тех пор республику из своих рук он уже не выпускал - три срока подряд возглавлял кабинет министров, затем в 1997-2002 годах был президентом и с 2003 года - снова премьер. Самый молодой, самый ус-пеш-ный, самый долгоживущий правитель... Свыкшемуся с властью обла-да-те-лю подобных титулов проигрыш сам по себе - удар.
Однако, кроме личных переживаний, конец политической карьеры гро-зил бы Джукановичу даже тюрьмой. Сразу в нескольких странах Евросо-ю-за продолжается расследование дела о контрабанде сигарет через террито-рию Черногории, ущерб для ЕС от которой исчисляется десятками миллионов ев-ро. В руки поли-ции попали доказательства, указывающие на то, что "в деле" были и Джука-но-вич, и лица из его ближайшего окружения. Пока Мило Джукано-вич имеет иммунитет как государственный деятель, а если лишит-ся?