С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

"Есть ли у нас кассета с гимном России? - каким-то извиняющимся голосом переспросила завуч школы N 5 поселка Октябрьский Краснодарского края Елена Павлушина. - Да что вы! У нас даже нот нет. А вот флаг России есть - большой и почти новый. Его года два назад прислали нам из отдела образования. Бережем как зеницу ока".

Эта поселковая школа - одна из сотен тысяч учебных заведений страны, которые, согласно федеральной программе по популяризации государственных символов, принятой два года назад по предложению президента Владимира Путина, должны были снабдить как минимум флагом, гербом и гимном страны. Но, как выясняется, ни завуч Елена Павлушина, ни учителя и директора многих других российских школ не слышали об этой инициативе президента. А когда узнали от нас, что под эту программу уже идут бюджетные деньги, причем немалые, только развели руками. Госсимволы страны пока в дефиците.
С одной стороны, это даже замечательно, когда школьники вырезают герб из глянцевого журнала, купленного в складчину учителями, - такой "самодеятельный" патриотизм будет покрепче "циркулярного". Но при этом возникает вопрос: каким же образом потрачены средства, которые, как определил президент Владимир Путин в своем распоряжении от 7 декабря 2004 года, должны быть "направлены на воспитание граждан Российской Федерации в духе патриотизма и на создание условий для сохранения культурного наследия страны, специальных разделов, предусматривающих популяризацию государственных символов России"?
Для детальной разработки этой программы была создана рабочая группа под руководством зам. главы кремлевской администрации, помощника президента Владислава Суркова. В роли научного руководителя выступил председатель Геральдического совета при президенте РФ, главный государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов. Были приведены в готовность три главные телевизионные кнопки страны - Первый канал, ВГТРК, НТВ. В области права группу консультировал глава Минюста Юрий Чайка. От Минобраза присутствовал Андрей Фурсенко. Здесь же участвовали ведущий "кремленолог" Глеб Павловский, глава Росспорта Вячеслав Фетисов и еще ряд титулованных персон.
Их труд был одобрен главой государства и получил статус федеральной целевой программы, а из бюджета стали регулярно выделять деньги, вполне достаточные, чтобы в школах, вузах российской глубинки не приходилось изготавливать госатрибутику полукустарным способом. Выполнение программы на контроле правительства: ежеквартально (!) премьеру Михаилу Фрадкову поступают доклады о ходе выполнения этой программы.
Первоначально, как водится, из центра на места хлынула масса бумаг - инструкций, методических пособий и руководств. Больше полугода Роскультура потратила на изготовление сборника с рекомендациями - как использовать государственные символы. Сколько на это ушло средств в денежном выражении, в этом ведомстве предпочитают не распространяться.
Как нам стало известно, другая значительная часть денег, предназначенных для "воспитания в духе патриотизма" россиян, потрачена за границей - буклеты, каталоги, программки и подарочные пакеты с российской госсимволикой дарили иностранцам на выставках и днях культуры за рубежом. Но и про россиян не совсем забыли. Сейчас, например, некое ООО "Клепа" создает двухсерийный анимационный музыкальный видеофильм "Исторические заклепки". Это о происхождении российского герба и флага. Наверное, будет забавно. Пусть хоть так, чем совсем никак. Потому что когда читаешь отчеты об уже "проделанной работе" в рамках программы популяризации госсимволики, уснуть можно. Вся эта бюрократическая преснятина - "во исполнение пункта такого-то размещен там-то тематический материал о том-то" - сводит на нет всю масштабность замысла. Вообще-то все эти и им подобные "достижения" - из разряда повседневных дел чиновников от культуры и образования.
Ну, показали пару документальных фильмов на телеканале "Культура", эфир которого не достает до значительной территории страны, именуемой "глубинкой". Еще организовали несколько передвижных выставок. На это ушли 66 миллионов рублей, которые выделило правительство в ноябре прошлого года?
Это было разовое финансовое вливание "в патриотизм". Как же в целом финансируется программа? Этот простой вопрос редакции весьма озадачил компетентные ведомства - ответ мы ждем по сей день. А тем временем наши корреспонденты в регионах сами попытались выяснить, как чиновники поднимают планку собственной популярности?
В регионах отреагировали "адекватно". Например, в прошлом году в Ставропольском и Красноярском краях был объявлен месячник по популяризации государственных символов в рамках подготовки к Дню независимости России. Этот почин подхватили и в других регионах. Местные администрации и муниципалитеты рапортовали на верх властной вертикали о проделанной оргработе. На бумаге все выглядит гладко - дело продвигается ударными темпами. Но, как убедились наши собственные корреспонденты, за год энтузиазм чиновников поубавился.
Последний флаг в Нижнем Новгороде успел купить за 1227 рублей Владимир Долгодворов. Госатрибутика здесь продается в Доме книги на площади Ленина: в комплекте портрет президента, гимн, герб и флаг - только в бумажном исполнении. Маленький флажок нашему собкору удалось купить в весьма необычном месте - в киоске, расположенном над общественным туалетом местного кремля.
Российских флагов в магазинах Владивостока нет. Зато в сельском универмаге "Колос" районного центра Владимиро-Александровского Дмитрий Латыпов купил флаг, текст и кассету с гимном России. И, конечно же, портрет президента Путина.
Не успел купить флаг наш волгоградский собкор Михаил Вержба: здесь это весьма ходовой товар. Только под заказ и оптом предложили приобрести флаги нашему собкору в Екатеринбурге Ксении Дубичевой. Месячник пропаганды госсимволов в Свердловской области здесь не проводится. "Мы об этом ничего не слышали", - сказали в администрации губернатора. В Красноярском крае Любови Рак вместо флага вручили номер телефона фирмы, специализирующейся на изготовлении сувенирной продукции.
Вот и получается: на популяризацию государственной символики из бюджета страны потрачены немалые деньги, а успех пока, увы, символический. Через уважение к госсимволике нашим детям прививается любовь к Родине, уважение к своим корням, почитание предков. Одним словом, тот самый патриотизм, который делает из человека гражданина. А с этого и начинается Родина.
Не счесть звездно-полосатых
У американцев десять основных праздников, установленных конгрессом. И конечно, все они отмечаются уличными украшениями разного рода. Но одно присутствует всегда - звездно-полосатый флаг. К нему у граждан США отношение, можно сказать, трепетное: никто их не обязывает вывешивать "старую славу", как любовно называют они свой флаг, но он по праздничным дням красуется почти над каждым домом и на автомобилях.
Есть и герб, на котором изображен так называемый лысый орел с молнией войны в одной лапе и с оливковой ветвью в другой. Но это не украшение, а принадлежность официальных учреждений и бумаг. Как и стандартные портреты правящего президента.
В 1942 году конгресс утвердил правила вывешивания "звезд и полос". Частные лица могут демонстрировать флаг в любое время, но для учреждений существует строгая регламентация. В том числе предписывается поднимать флаги в дни национальных праздников. Общей программы декорирования улиц и зданий нет и быть не может: федерализм выражается еще и в том, что не только каждый штат, но и каждое графство и муниципальное образование сами для себя решают эти вопросы, исходя из местных финансовых возможностей.
Есть только самая общая статистика расходов на эти цели. Ее ведет Бюро переписи, являющееся составной частью министерства торговли. Его пресс-представитель Роберт Бернстин так мне и сказал: нет никакой возможности учесть, сколько и как тратит на символику местная власть. Единственное, что точно подсчитано: в Америке за год было произведено и продано таких атрибутов на 349 000 000 долларов.
А как у них?
НЕ СЧЕСТЬ ЗВЕЗДНО-ПОЛОСАТЫХ
У американцев десять основных праздников, установленных конгрессом. И конечно, все они отмечаются уличными украшениями разного рода. Но одно присутствует всегда - звездно-полосатый флаг. К нему у граждан США отношение, можно сказать, трепетное: никто их не обязывает вывешивать "старую славу", как любовно называют они свой флаг, но он по праздничным дням красуется почти над каждым домом и на автомобилях.
Есть и герб, на котором изображен так называемый лысый орел с молнией войны в одной лапе и с оливковой ветвью в другой. Но это не украшение, а принадлежность официальных учреждений и бумаг. Как и стандартные портреты правящего президента.
В 1942 году конгресс утвердил правила вывешивания "звезд и полос". Частные лица могут демонстрировать флаг в любое время, но для учреждений существует строгая регламентация. В том числе предписывается поднимать флаги в дни национальных праздников. Общей программы декорирования улиц и зданий нет и быть не может: федерализм выражается еще и в том, что не только каждый штат, но и каждое графство и муниципальное образование сами для себя решают эти вопросы, исходя из местных финансовых возможностей.
Есть только самая общая статистика расходов на эти цели. Ее ведет Бюро переписи, являющееся составной частью министерства торговли. Его пресс-представитель Роберт Бернстин так мне и сказал: нет никакой возможности учесть, сколько и как тратит на символику местная власть. Единственное, что точно подсчитано: в Америке за год было произведено и продано таких атрибутов на 349 000 000 долларов.