АНАТОЛИЙ КАРПОВ: К ЧЕМУ ПРИВЕДУТ СЮРПРИЗЫ В ПРАГЕ?

- Анатолий Евгеньевич, от имени читателей газеты "Труд" по-здравляю вас с днем рождения и

- Анатолий Евгеньевич, от имени читателей газеты "Труд" по-здравляю вас с днем рождения и успешным выступлением на престижном турнире в Праге. Хотелось бы от вас услышать о саммите, который состоялся после окончания этого соревнования.
- Спасибо за поздравления. Я за объединение всех шахматистов под эгидой ФИДЕ. Что касается решений пражского саммита, то они в полной мере явились для меня сюрпризом. Дело в том, что я присутствовал на совещании только первые два часа. И вынужден был уехать по делам ЮНИСЕВ, где я один из двух сопредседателей по проблеме иодистой соли. В моем присутствии выступил Г. Каспаров, впервые за десять лет признавший за ФИДЕ монополию на титул чемпиона мира. Если помните, в 1992 Каспаров порвал с ФИДЕ. В 2000 году он проиграл матч В. Крамнику (Россия) и, не добившись от него матч-реванша, вернулся в ФИДЕ.
- Чем отличалась позиция Каспарова от позиции Р. Фишера (США), который в 1975 году отказался играть матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ?
- Разница носит принципиальный характер. Фишер, отказавшись играть матч, письменно подтвердил свой отказ от титула, чего не сделал Каспаров.
- Почему решения самми-та оказались для вас неожиданными?
- После обмена мнениями первоначально был принят меморандум, подписанный Илюмжиновым, Крамником и Каспаровым, в котором приветствовалась идея объединения. Далее говорилось, что есть непростые моменты, требующие осмысления и работы. А согласованные решения должны были принять позднее. Но этого не произошло.
Первый вице-президент ФИДЕ Г. Макропулос (Греция) при мне резко выступил против предоставления Каспарову без предварительного отбора права играть матч с Р. Пономаревым. Победитель этого матча должен был бороться за звание абсолютного чемпиона мира. Другой претендент на титул выявлялся после матча победителя отборочного турнира восьми гроссмейстеров, финансируемом частной компанией Эйнштейна (Англия) и мадам Н. Ожех (Франция), с Крамником. Однако в темпе блиц после моего отъезда была принята эта схема, вызвавшая негативное отношение к ней многих участников совещания.
- Странно, но в отборочном турнире к матчу за звания абсолютного чемпиона мира, намеченному на конец 2003 года, нет имен экс-чемпионов мира В. Ананда (Индия), А. Халифмана (Россия) и вас, а также В. Иванчука (Украина). Как это объяснить?
- Здесь организаторы отборочного турнира действовали по принципу: кто платит, тот и за-казывает музыку. А ведь речь идет о гроссмейстерах, всегда поддерживющих ФИДЕ. В результате за бортом остались и молодые талантливые гроссмейстеры, выдвинувшиеся в последнее время, - А. Грищук (Россия), Э. Бакро (Франция), Т. Раджабов (Азербайджан) и другие.
- Что можно сказать о намеченном на 31 мая втором из запланированных пяти турниров серии Гран При в Москве. И собираетесь ли в нем участвовать?
- В мои планы входило играть во всех пяти турнирах этой серии. Особенно я рад, что такой турнир будет в Москве. Получив на днях приглашение, я с удивлением увидел, что по сравнению с первым таким соревнованием в Дубаи из регламента турнира без объяснения причины исключили два выходных дня - это неуважение к труду шахматистов. Игровые дни в Москве - 1-5 июня. Перенос начала турнира с 5 и затем 25 мая на последний день месяца привел к тому, что ряд его участников не смогут теперь в нем играть. Под вопросом и мое участие. Если выясниться, что следующих турниров не будет, а Индия и Бразилия уже отказались их проводить, я играть не буду.
- Спасибо за беседу. Желаю успехов на всех фронтах.