СТУДБИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ

Ежегодно тысячи девушек и юношей из России уезжают на учебу в вузы Великобритании, Германии, США, Франции и других стран. Причем не только западных. Наших студентов можно обнаружить в Китае, Корее, Японии и даже в Новой Зеландии.

Одни направляются постигать на Западе науки по межгосударственным соглашениям (по данным Министерства образования РФ, таковых на сегодняшний день вместе с аспирантами всего 488 человек), другие (этих в десятки раз больше) - по собственной инициативе и на собственные деньги.
Чем привлекательна для россиян учеба "на чужбине"? Опросы показывают: прежде всего перспективой благопулучия, динамичным развитием экономики в этих государствах, новейшими технологиями, тесной связью вузовского обучения с производством - многие зарубежные университеты готовят кадры для известных фирм и корпораций. Не последнюю роль в глазах не избалованной комфортом нашей молодежи играет развитая инфраструктура западных университетов, особенно американских: богатые фонды библиотек, компьютерные центры, обустроенные общежития, спортивные залы.
Российские студенты, в свою очередь, тоже нужны Кембриджу, Принстону или Сорбонне. Во-первых, платя за обучение, они пополняют бюджеты этих вузов, а во-вторых (и, наверное, в-главных), являются возможным пополнением "золотого фонда" местной науки. В связи с этим консульства многих стран стараются упростить визовые формальности, когда они касаются студентов. Например, российские молодые люди, выезжающие на учебный год в Великобританию, получают многоразовые учебные визы, причем с правом работы в этой стране. Проучившись несколько лет в чужих государствах, некоторые остаются там навсегда.
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН обнародовал результаты своего исследования "эмиграционного потенциала" и "потенциала возвращения" российских студентов, обучающихся за рубежом. Выяснилось, что почти 70 процентов российских молодых людей, обучающихся за рубежом, не намерены возвращаться на родину и лишь 25 процентов собираются приехать домой и работать на благо своей страны.
Конечно, каждый волен выбирать себе судьбу, но приведенные данные не могут не тревожить. Недавно в беседе с журналистами сопредседатель Российского общественного совета развития образования (РОСРО), депутат Госдумы Андрей Кокошин, коснувшись болезненной для России темы утечки мозгов, заметил, что в США 30 процентов математиков и до 50 процентов физиков-теоретиков - выходцы из России. В самом сердце суперсовременной экономики - корпорации "Майкрософт" - работают 250 наших программистов. Специалисты подсчитали: потеря каждого ученого обходится стране в 300 тысяч долларов. Многих деятелей науки среднего и старшего возраста уже выманили за рубеж, теперь взялись за молодых.
По статистике, средний возраст россиянина, который выезжает за границу работать, а потом остается там навсегда - 26 лет. Самым большим спросом на Западе пользуются выпускники наших лучших технических вузов - Московского физико-технического университета, МВТУ имени Н.Э. Баумана, механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Уже сегодня ситуация с кадрами в отечественной науке катастрофическая. Специалисты Центра демографии и экологии утверждают: если дело так пойдет и дальше, то к 2010 году Россия окончательно утратит свой научно-технический потенциал.
Чтобы наша наука не умерла от кадрового голода, нужно многое изменить в подходах к вузовскому образованию, к организации работы самих университетов, наконец, к оплате труда профессоров, получающих сегодня в среднем по 1,5 тыс. рублей в месяц. Известный экономист Евгений Ясин убежден, что Россия, пока не растерявшая сильных традиций в подготовке инженеров, математиков, физиков, вполне смогла бы добиться конкурентных преимуществ в области технического образования, и тогда не наша молодежь устремлялась бы за рубеж искать счастья, а, напротив, иностранцы мчались за знаниями в российские вузы.