С нашей стороны было задействовано около 300 военнослужащих, береговые и спасательные службы, а также авиация Северо-Восточного управления ФПС. Отработка оперативного взаимодействия стала материальным воплощением заинтересованности и готовности двух государств, разделенных Беринговым проливом, делать одно доброе дело. А именно - отслеживать и вылавливать браконьеров, задерживать нарушителей режимов плаванья в северо-восточных районах Тихого океана, оказывать своевременную и квалифицированную помощь всем терпящим бедствие. Идет будничная, черновая работа, которой предшествовало не менее "прорывное" турне по США в начале апреля директора ФПС России Константина Тоцкого.
- Во время визита царила атмосфера доверия и профессионального взаимопонимания, - рассказал журналистам Александр Манилов. По его словам выходит, что "шпионские" размены, пикировка с навешиванием ярлыков типа "потенциальный враг", весь арсенал школы злословия и недоброжелательства, востребованный поначалу в отношениях между США и Россией новой администрацией президента-республиканца, не помешали партнерству двух стран на уровне людей дела. В частности, не стали препятствием для сотрудничества профессионалов "в зеленых фуражках".
Разговор по существу увенчался тогда подписанием документа, не имеющего аналога даже на договорно-правовом пространстве стран СНГ, - "Руководства по совместным операциям ФПС России и Береговой охраны США". На почти 100 страницах в деталях расписаны правила поведения и штатные процедуры при взаимодействии с коллегами, включая, например, сигналы и позывные, используемые частоты радиообмена, команды, продублированные на английском и русском языках.
Не менее, если не более актуально взаимодействие России со странами Европейского союза (ЕС). Хотите упреждать миграционные и таможенные правонарушения на дальних подступах, давайте сотрудничать, давайте обустраивать пограничные рубежи России на самом уязвимом участке - в Центральноазиатском регионе, говорит генерал Манилов. Отвечая на вопрос "Труда", понимают ли это наши западные соседи, он привел пример недавних бесед руководства федеральной погранслужбы России с министром внутренних дел Бельгии и послом Италии в Москве. Обмен мнениями показал: да, в Европейском союзе осознают, откуда исходит угроза, и готовы помочь - и себе, и России. Как это уже делает специализированное агентство ООН по борьбе с наркотиками. После организованной ФПС ознакомительной поездки в регион Средней Азии, когда его сотрудники увидели воочию, какими тропами и какими хитроумными способами ввозится дурман из того же Афганистана, чтобы затем быть проданным из-под полы на улицах Глазго или Гамбурга, партнерство стало опираться... на смету.
- "Живых денег" мы не просили. Составили список технических нужд. Подали заявку, - рассказывает Александр Манилов. - Так в нашем распоряжении оказалось оборудование для экспресс-тестов на наркотики.
Раньше в адрес СССР-России доносились с Запада попреки: мол, отгородились от всех "железным занавесом". Сегодня Москва прямым текстом говорит, что не собирается наращивать пограничный частокол на западных рубежах. Реакция Запада - негативная. Конкретный пример. Стоило объявить, что на северо-западном направлении мы сокращаем число пограничников срочной службы, намереваясь больше привлекать вольнонаемных, власти Финляндии выразили обеспокоенность: как бы это не привело к проникновению в Суоми нежелательных элементов, которые "хрен едучий в тряпке везут" или наркоту, или контрабандный алкоголь и табак.
Впрочем, упрекать ФПС в бездеятельности может только слепой и глухой: в России, граничащей с 16 государствами, насчитывается примерно 450 международных пунктов пограничного контроля, притом более чем на половине из них еще краска не обсохла - они открылись уже после 1991 года.
Хотя одними КПП с чуткими сигнализационными системами и традиционной контрольной полосой всех проблем не решить. Не секрет, что теневой бизнес развитых держав, испытывающих дефицит дешевых рабочих рук, с большой охотой нанимает нелегалов. Что же делать? Если не будет полномасштабного сотрудничества, в частности, со странами ЕС, никто и ничто не остановит потока контрабандных наркотиков и нелегальных иммигрантов. Более того, по мнению Александра Манилова, потребуется не просто координация действий пограничных служб, но даже, вероятно, "применение санкций от имени ООН, ОБСЕ или других международных организаций в отношении как стран-поставщиков, так и стран-потребителей".
На днях в Беринговом море совместными усилиями пограничников России и США обнаружено и задержано судно-браконьер, которое не без причины шло без всяких опознавательных знаков. Его экипаж вел незаконный лов лосося. Первыми злоумышленников засекли с самолета Си-130 "Геркулес", принадлежащего Береговой охране США. Информацию передали на сторожевик "Дзержинский" Камчатского соединения пограничных сторожевых кораблей, откуда в указанный квадрат вылетел вертолет. Нарушителя затем отконвоировали в Петропавловск-Камчатский для дальнейшего разбирательства.