МИГ И ВСЯ ЖИЗНЬ

С первых дней второй мировой войны немецкая авиация господствовала в небе своих европейских

С первых дней второй мировой войны немецкая авиация господствовала в небе своих европейских противников. Разрушительным налетам подверглись Варшава, Лондон, Ковентри.
- Наши летчики убедились в преимуществе "юнкерсов" и "мессершмиттов" еще в конце гражданской войны в Испании, - говорит ветеран самолетостроения Николай Матюк. - Вернувшись домой, они поставили вопрос ребром: нужны отечественные самолеты, превосходящие немецкие по скорости и высоте. И осенью 1939 года на авиазаводе N 1 имени Авиахима была образована комиссия, которая отправилась по разным КБ для внимательного изучения перспективных проектов. А топор, оказывается, лежал под лавкой. Группа молодых специалистов из ОКБ Н. Поликарпова, прописанного на заводе, трудилась над проектом чудо-истребителя. Его скорость, согласно расчетам, превышала 600 километров в час, высота полета - более 10 тысяч метров.
Молодые специалисты убедили директора авиазавода П. Воронина, а тот, в свою очередь, тогдашнего наркома авиапромышленности М. Кагановича в перспективности идеи. Был создан особый конструкторский отдел, возглавил его брат известного наркома Артем Микоян. Организаторские способности Микояна подкреплялись теоретическим талантом Михаила Гуревича. Входил в группу разработчиков и мой собеседник Николай Матюк: он занимался расчетами, продувкой моделей в аэродинамической трубе.
- Сталин знал о проекте? - спрашиваю я.
- Пока вождь не давал "добро", ни один самолет не мог появиться на свет.
Чертежи прямо с кульманов шли в цеха. Через сто дней после начала реализации проекта, а точнее - 5 апреля 1940 года, знаменитый летчик-испытатель А. Екатов поднял в воздух первый опытный образец И-200. Так сначала окрестили остроносого, не в пример прежним истребителям, первенца нашей скоростной авиации.
Через полгода военные летчики признали МиГ (новинка официально была названа по имени ведущих конструкторов) лучшей машиной, особо отметив, что за время испытаний не было потеряно ни одного самолета. Истребитель на высоте семь тысяч метров развивал скорость до 650 км в час. Но Сталин потребовал увеличить дальность полета, усилить вооружение. Пожелания вождя были выполнены. В 1941 году МиГи начали отправлять к нашей западной границе.
- Завод выпускал до 25 машин в сутки. В канун войны они, как правило, ночью улетали к месту назначения, - рассказывает Матюк. - Аэродромы находились вблизи границы и попали под бомбежки. Так что не все наши самолеты вступили тогда в бой.
Но в воздухе МиГи показали себя достойно. В первый день войны открыл свой боевой счет молодой пилот А. Рязанов, впоследствии дважды Герой Советского Союза. Командир эскадрильи А. Карманов уничтожил за сутки пять стервятников. Произошло это западнее Луцка. В Молдавии, на аэродроме под Бельцами, восемь взлетевших в четыре утра МиГов из 55-го авиаполка разогнали около сорока бомбардировщиков и истребителей противника. Пять побед одержал на МиГе в первые дни войны будущий трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, сражавшийся в 55-м полку.
Особо проявили себя истребители при отражении налетов фашистских воздушных армад на Москву. Они составляли основу 6-го авиационного корпуса ПВО, защищавшего небо столицы. Более тысячи немецких самолетов было уничтожено заградительным зенитным огнем и авиацией. Нередко, завидев над горизонтом краснозвездные машины, немцы сбрасывали бомбовый груз где попало.
К концу 1941 года производство истребителей МиГ-3 прекратилось. На авиазаводе N 1, эвакуированном в Куйбышев, развернулся выпуск знаменитых штурмовиков Ил-2. Вернувшись весной 1942 года в Москву, конструкторы продолжали совершенствовать МиГи. После войны они были в числе первопроходцев в создании реактивной истребительной авиации. Стреловидный МиГ-15, появившийся в конце 40-х годов, на годы вперед определил приоритет нашего Отечества в новом виде оружия.
Юбилейную дату фирма отметила еще одним полетом. В небе появилась машина нового поколения "1-44". Многофункциональный истребитель открывает новую страницу в истории отечественного самолетостроения.