"ЕСЛИ БЫ МОЯ БАБУШКА ВЕЛА ДНЕВНИК"

Почти год длился первый Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ для старшеклассников "Человек в истории. Россия - ХХ век". Наконец жюри подвело итоги, лучшие авторы получили заслуженные награды и призы... Казалось бы, конкурс и конкурс. Мало ли их проводится? Однако таких масштабных конкурсов, объектом изучения которых был бы просто человек, - не революционер, не герой-фронтовик, и даже не литературный персонаж - среди юных умов, наверное, не было. Более полутора тысяч школьников со всех концов России прислали свои работы на конкурс, который учредили общество "Мемориал", Совет по краеведению Российской Академии образования, Российский государственный гуманитарный университет. Жюри возглавил известный историк, академик РАО Сигурд Шмидт. Среди работ юных историков есть по-настоящему интересные. Например, работа Филиппа Абрютина, ученика 9-го класса, потомка чукчей и русских. Он передал представления своей бабушки, сопроводив их историческими справками и своими комментариями. Работу Филиппа Абрютина (с сокращениями) мы и предлагаем читателям "Труда".

Моя бабушка по маминой линии родилась на Чукотке в семье потомственных оленеводов. Я решил написать о ней, потому что в ее жизни уместились и смешались разные эпохи. Возможно, в ее судьбе ярко проявились перемены в России. Поскольку бабушка не умела и не умеет писать, и конечно, никакого дневника не вела, я задумал написать его, взяв за основу ее воспоминания.
ОТРЫВКИ ИЗ ДНЕВНИКА
Меня зовут Вынтэнэ (по чукотскому - рассвет).
...Не знаю, в каком году я родилась, так как у нас этого не запоминают, а запоминают, чем особенным год рождения отличается от всех остальных. Например, моя сестра Тынэрультынэ родилась в год, когда было очень много комаров, а я - в год, когда было наводнение.
Я знаю, что мы живем посредине Чукотки. Далеко от моря. Рядом текут реки Олойчан, Уляган, Олой. Недалеко от нас кочуют другие чукчи, а еще ламуты, коряки. Мой родственник Кергитагин говорит, что мы из племени чукчей-лучников, что мы - оленные чукчи, а есть еще береговые.
Цитата. Авторы первых известий о чукчах делят их на оленных, "сидячих" и "пеших". Чукчи оленные - это те, кто имел оленей, вел кочевой образ жизни.
Я знаю, что мой папа - Коравге. Он умер, когда я была маленькой. Маму зовут Тэркитваль. У папы была и вторая жена - Келянэ. Так раньше женились, чтобы стада объединить.
Цитата. Распространено было и многоженство, обычно у богатых оленеводов, морских охотников. Обычай многоженства долго сохранялся и в советское время.
...Это случилось, когда я была очень маленькой. Наверное, я в то утро еще спала, лежа в пологе яранги. Сквозь сон я поняла, что к нам в стойбище приехал чужой лечить моего старшего брата. Открыла глаза и увидела возле костра старика в маске. Он бил мохнатой колотушкой по огромному ярару (чукотский бубен) и прыгал вокруг брата...
Мой комментарий. Современные чукчи по своей натуре остаются очень ранимыми и внушаемыми, и поэтому сейчас, когда все стали сами по себе и все развалилось, им особенно нужна психологическая защита, вера не только в религиозном смысле слова. В досоциалистический период эту роль играл шаман, в советские времена эту роль стали брать на себя коммунисты. А сейчас никто.
...Не помню, когда это случилось, знаю только, что в тот день мой старший брат примчался на упряжке загнанных оленей. Брат рассказал, что видел чьи-то чужие следы на снегу неподалеку от места, где паслись олени. Все сильно заволновались... Вскоре появился и сам русский. Он сказал, что его прислали большие начальники отобрать у нас оленей, чтобы отдать бедным в других местах. Все взрослые говорили, что если будут забирать немного оленей и отдадут их бедным, то это будет хорошо и тогда бедные не станут воровать оленей.
Но этот русский передумал и решил не забирать оленей, потому что понял, что чукчи только от оленей живут и без них умрут. Он уехал и все успокоились.
Так я впервые узнала о русских. Сейчас удивляюсь, что мы так боялись этих русских, ведь они такие же, как и мы, только какие-то больные на вид и бледные...
Наверное, через год к нам прибежал пастух из соседнего стойбища. Он говорил, что сюда едут другие русские, которые отбирают оленей. И сказал, что многие убегают со своими стадами за перевал. После этого все в нашем стойбище стали спешно собираться кочевать. Моя старшая сестра Тынэрультынэ была беременной, но все равно мы собрались и двинулись. Путь был нелегким, но самое ужасное случилось, когда мы начали подъем. Он был крутым, и сами олени не могли преодолеть перевал, поэтому нам всем пришлось толкать нарты. Пришлось и моей сестре. И от такого напряжения она родила мертвого ребенка прямо в керкер (женская одежда в виде мехового комбинезона)...
На следующее утро нас достигли русские с орочами. Среди русских был Пыльвынтэ (от чукотского - железная нога). Так мы его назвали, потому что он был на костыле. Он был очень злой. Он рассказал, что того, доброго русского, расстреляли. Они забрали почти всех наших оленей и погнали их назад. Так мы стали бедняками, а мне пришлось идти батрачить у родственников.
Цитата. На Таймыре приняли решение о ликвидации кулачества и сплошной коллективизации уже к 1933 году. Среди коряков на Камчатке в этот период были созданы коммуны, производилась принудительная скупка, фактически реквизиция оленей. Насаждался перевод на оседлость.
Мой комментарий. Если бы в то время направили личный труд чукчей-оленеводов на всеобщую пользу без насильного навязывания другой культуры, то это было бы лучше не только для местных жителей, но и для всей страны. У нас известно, что на Чукотке были восстания, но они были подавлены. А шаманов просто уничтожали.
1942 год. Нам говорили, что идет война. Надо было шить торбаза, рукавицы, кукули и другую одежду, чтобы помогать солдатам. Шить было очень тяжело. Мама даже больной работала. Потом она умерла.
Конец 1945 года. Вчера за нами приехали русские и сказали, что надо ехать в поселок получать важные бумаги. Когда мы въехали в него, не поверила своим глазам - везде стояли деревянные дома. Нам сказали, что есть печки, которые дровами греют дом, и он все время теплый, даже ночью. Я никак не могла в это поверить.
Нас повели в дом к человеку, который спросил, как меня зовут. "Вынтэнэ", - ответила я. Он сказал, что это только фамилия, а надо иметь еще имя и отчество и предложил мне выбрать из тех, которые он перечислит. Я выбрала, он дал мне бумагу и поздравил с тем, что у меня есть паспорт. Еще он сказал, что я теперь Вынтэна Мария Васильевна. Моя сестра Кергинаут получила имя Вера Николаевна, брат Вуквуге стал Карпом Ивановичем.
Цитата. Резко сокращается употребление традиционных имен в 40-е годы. Обычай давать ребенку при рождении только имя, по-видимому, окончательно исчезает лишь в 50-е годы.
1946 год. Все бригады съехались в Омолон сдавать мясо оленей. Было очень много людей. Тогда я увидела его первый раз. У него были светлые волосы и голубые глаза. Он подошел ко мне и сказал, что хочет меня забрать. Все начали его прогонять и кричать, что он не чукча и оленей пасти не может, что он сидел в тюрьме...
На следующий день я разделывала оленя, когда он ко мне подошел и сказал, что его зовут Иваном. Спросил, хочу ли я с ним уехать в его бригаду. Он сказал, что если я решусь, то должна буду прийти завтра к нему. Я решила так и поступить. Утром я пришла к нему, но сказала, что если родственники узнают, то могут убить нас обоих. Иван положил меня на нарту, накрыл шкурами, а сверху привязал перевернутую нарту. Мы ехали быстро, но скоро я услышала чукотские крики - это были мои родственники, мужчины. Вскоре нарта остановилась. Мои родственники были очень злыми от того, что Иван украл меня, но еще больше они разозлились, когда узнали, что я не хочу возвращаться к ним и снова батрачить. Тогда они стали бить Ивана, а другие стали резать на мне одежду, отобрали паспорт. Я осталась почти голой...
Иван отдал мне свою одежду и мы продолжили путь.
Цитата. 18,5% всех этнически смешанных чукотских семей в поселках - семьи с участием русских.
Март 1949 года. У меня родилась девочка. Мне помогала старуха Энмытагина. Иван решил назвать ее Валентиной.
1950 год. К нам в стойбище приехало очень много людей из соседних стойбищ. И еще приехали большие начальники. Они говорили, что мы должны создать советское хозяйство и войти в него со своими оленями. Они сказали, что если мы сделаем оленей государственными, то они будут нам привозить еду и курево. Многие не хотели отдавать оленей. Но начальники говорили, что нам не надо бояться, ведь надо просто записать оленей государственными, а они останутся с нами, и мы будем сами их пасти. После этого все мужчины согласились.
Мой комментарий. Преобразование колхозов в совхозы было одним из поворотных пунктов в судьбе чукчей. С одной стороны, укрепилась экономическая структура, а с другой - начала рушиться духовная культура.
1953 год. Сегодня пришло письмо Ивану. Он прочитал и сказал мне, что Сталин умер, а с него сняли судимость, и что он может вернуться на материк. Ивану очень хотелось побывать у себя на родине. Мы решили поехать.
...Однажды все пошли в поле собирать картошку, но поскольку я этого делать не умела, то меня оставили дома, чтобы я убрала и приготовила мясо на обед. Я везде убрала, но мяса нигде не нашла и не знала, что делать. Решила пойти и зарезать теленка. Забила его, как оленя ножом, разделала и растянула шкуру. Потом развела костер в огороде, поставила треногу с котлом и начала варить. Когда все вернулись, то стали смеяться. Хлопали Ивана по плечу и говорили: "Ну, Иван, ну и баба же у тебя! За это время с такой работой только три мужика справились бы".
Жизнь в деревне для меня была чужой, непривычной, многого я не знала и боялась. Здесь я родила девочку, которую назвали Раей. Потом мы уехали на Чукотку.
1963 год. В этот год у нас произошло много событий. Первое - рождение Кати. В день, когда я родила, к нам в стойбище приехал культотряд и показывал в палатке кино. Я лежала с малышкой в своей палатке и слышала звуки кино. Постепенно меня очень заинтересовало, что же там происходит на экране. Я оделась, вышла и подкралась к киношной палатке, нашла дырку в брезенте, села на колени на снегу и стала смотреть фильм. Вдруг в самый интересный момент кто-то схватил меня сзади за одежду. Это Иван вернулся от стада и, не найдя меня в палатке, бросился искать.
В этом же году в тундре была вспышка дизентерии и брюшного тифа. Болела вся тундра, многие умирали. После этого к нам в стойбище приезжали русские и говорили, что нам нужно отдать своих детей в школы и детские сады, так как там чисто, тепло и детей надо учить грамоте. Все мужики соглашались отдать детей. Но я не хотела этого, так как в прошлом году Лариска чуть не утонула, когда по дороге из школы домой переправлялись на плоту через Олой.
Мой комментарий. Нивхский писатель В. Санги говорил, что есть два способа приручить диких птиц. Первый - это поймать взрослых, а второй - забрать в гнездах яйца и подложить их домашним птицам. Очень жаль, что у нас выбрали второй путь, только без счастливого конца, как в сказке Андерсена.
1971 год. Этот год очень хороший. У нас много оленей. Я счастлива! Наш совхоз самый знаменитый, в нем 15 бригад и больше 30 тысяч оленей. Нам даже дали за это орден. Иван самый передовой бригадир. Я тоже стала известной и даже получила медаль "Мать-героиня", так как родила восьмерых детей...
1992 год. Я на Кайэттэнэ в гостях у Кати. Хожу на рыбалку, ловлю рыбу. Сегодня к нам прилетели на вертолетах большие начальники из Омолона и Билибино. Объявили, что будет важное собрание. Оказывается, решили закрывать совхозы. Сначала выступил большой начальник и сказал: "Совхозы создали коммунисты. Мы теперь живем в другой стране по другим правилам... Нужно становиться частниками. Пора уже встать на ноги и обеспечивать себя самим..."
Уеду я, наверное, жить в Билибино к дочке Миле.
1998 год. В этом году я ездила в Омолон проведать родственников да посмотреть на моих оленей. Некогда стоявшие там красивые деревянные дома покорежились и постарели, а возле них были замерзшие коричневые куски льда, вода, которая вытекала из лопнувших труб. На улицах было пустынно, а если кто-нибудь и появлялся, то пьяный. Все пастухи из нашего совхоза уже спились. А молодежь в стаде работать не хочет. И старые, и молодые вешаются. Как это так может быть?
Цитата. На Чукотке смертность народов Севера от самоубийств за период с 1993 по 1997 год в среднем равнялась 83,3 на 100 тыс. населения. По России этот показатель в среднем равен 30 на 100 тыс.
19 декабря 1999 года. Сегодня выборы. Мила сказала, чтобы я шла голосовать. "Проголосую за нашего чукчу - Етылина", - сказала я ей. Мила возразила: "Он все равно не пройдет. Победит Абрамович из Москвы - он друг начальника Чукотки и обещает много хорошего". После таких слов мне расхотелось идти на выборы. Зачем? Значит, я ничего не значу и ничего не решаю? Наверное, так всегда и было...
Мой комментарий. Может быть, кому-то покажется, что жизнь моей бабушки не отражает главных событий страны, таких, как объявление войны, приход к власти Брежнева и т. п., которые описаны в каждом учебнике истории.
Моя бабушка, как многие чукчи-оленеводы старшего поколения, большая оптимистка. Может показаться, что прожившая в суровой тундре, где ей пришлось много и тяжело работать, сейчас она, оставшись без оленей, должна чувствовать себя обиженной и несчастной. Как раз наоборот. Она очень довольна жизнью и благодарна и стране, и всем людям, живущим рядом...