ЭКС-ПРЕМЬЕРУ ДАЛИ ТОЛЬКО СРОК

Завершилось четырехмесячное судебное разбирательство дела экс-премьера. Объявлен приговор: три года лишения свободы с отсрочкой исполнения на два года, а также запрет в течение пяти лет после отбытия наказания занимать какие-либо должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций. Чигирю запрещено менять место жительства, он обязан возместить государству нанесенный ущерб в размере 209 миллионов рублей - порядка 200 тысяч долларов по рыночному курсу.

Любопытна сама по себе сумма ущерба, которая определилась в результате индексации 8 миллионов, на которые, по мнению суда, Чигирь "облегчил" бюджет в 1995 году в результате "превышения властных полномочий". Сравнение этих цифр говорит о том, что произошло с белорусскими финансами за эти годы. А сам эпизод - единственный, кстати, из четырех, в которых обвиняло его следствие и который признал суд - заключался в следующем: возглавляя по должности Валютную комиссию, Чигирь подписал ее решение об отсрочке выплаты таможенных пошлин одной коммерческой фирме, торговавшей зарубежными автомобилями. По остальным эпизодам, среди которых главенствовал невозвращенный кредит, выданный одной канадской фирме Белагропромбанком, когда еще до своего премьерства его возглавлял Чигирь, вина обвиняемого в суде не доказана. Хотя именно об этом больше всего говорили публично и на официальном уровне, создавая в глазах общественного мнения представление о том, что Чигирь, попросту говоря, вор...
Многие, в том числе правозащитные и международные организации, считают процесс над Чигирем откровенно политическим. Уголовное преследование экс-премьера было инициировано только после того, как он спустя три года после "непыльной", хорошо оплачиваемой работы в Москве представителем одного зарубежного концерна совершенно неожиданно вошел в политику, выдвинув себя кандидатом в президенты на так называемых "альтернативных", организованных оппозицией выборах в мае прошлого года. До того даже на посту премьера он не был политической фигурой. А его добровольный в знак несогласия с экономической политикой уход в отставку был расценен, скорее, как поступок нравственный.
Анализируя вынесенный приговор, многие наблюдатели считают его компромиссным, что, по их мнению, лишь подтверждает политическую составляющую его дела. С одной стороны, Чигирь фактически остался на свободе, хотя государственный обвинитель требовал лишить его этой свободы без всяких отсрочек на пять лет. Но обвинение в основных эпизодах рассыпалось, что побудило суд вынести частное определение по поводу работы следствия и направить его в Генпрокуратуру. С другой стороны, Чигирь лишен возможности какой-либо активной политической деятельности на восемь лет. Если учесть предстоящие в нынешнем году парламентские, а в будущем - президентские выборы, то совершенно очевидно, что общество будет избавлено от одной из наиболее влиятельных альтернатив. Есть и третья сторона компромисса: позиция Запада, Евросоюза и США, отношения с которыми и без того достаточно напряженные грозили еще более существенным ухудшением, если Чигирь "сядет на нары". Напомню, кстати, что освобождение его из долгого предварительного заключения под подписку о невыезде произошло в свое время в немалой степени под давлением извне.
Впрочем, экс-премьер, ставший одним из лидеров белорусской оппозиции, "сдаваться" не собирается. Он заявил о намерении не только обжаловать приговор и добиться оправдания .