Эту сенсацию ждали, и она произошла. Лучшей актрисой Каннского киносмотра была признана
Эту сенсацию ждали, и она произошла. Лучшей актрисой Каннского киносмотра была признана исландская певица и композитор Бьорк - исполнительница главной роли в фильме датчанина Ларса фон Триера "Танцовщица в темноте". Сам фильм был удостоен главного приза фестиваля - "Золотой пальмовой ветви".
Застенчивая, талантливая, как оказалось, не только в музыке, но и на съемочной площадке, Бьорк Гудмундсдоттир вызвала ураган эмоций у всех, кому довелось видеть ее на каннском экране. Такой искренней, искрометной игры здесь давно не видели, а история молодой чешки Сельмы, героини Бьорк, тронула даже не склонные к сентиментальности сердца. На просмотре в зале то и дело раздавались сдавленные всхлипывания. История же Сельмы такова. Молодая женщина, слепнущая из-за наследственного заболевания, эмигрирует из Чехословакии в США, чтобы заработать деньги на операцию для 10-летнего сына, иначе его ждет судьба матери.
Американское "эльдорадо" предстало перед чешкой в виде заводского штамповочного цеха где-то в глубинке и убогого жилья, которое ей сдал местный полицейский Билл. Когда Сельма накопила около двух тысяч долларов, Билл обкрадывает ее. Обезумевшая от горя Сельма пытается вернуть деньги, полицейский угрожает ей пистолетом, в потасовке раздается выстрел, и Билл умирает. Эмигрантку арестовывают, судят и отправляют на виселицу. Но она успевает передать деньги в поликлинику, где сыну должна быть сделана операция. Такова канва фильма, который то и дело перемежается элементами мюзикла. Музыка написана самой Бьорк.
Этот фильм был с восторгом принят европейской критикой, а вот американцы скорчили кислую мину. Журнал "Вэрайети", который считается рупором заокеанского кинобизнеса, "раздолбал" датского режиссера в пух и прах. И снят фильм, мол, как-то странно, и Бьорк "не хватает блеска". Скорее всего, американцы обиделись на то, что их "земной рай" показан реалистично, без прикрас. Да и резкое киноосуждение смертной казни, которая, как известно, в европейских странах отменена, но существует в США, американцам явно пришлось не по вкусу. Это не говоря уже о личности самого датского режиссера, человека левых убеждений, выросшего в семье коммунистов. На фестивале он так и заявил: "Я знаю об ошибках коммунизма, но остаюсь предан принципам социальной справедливости". Забавная деталь: звонок сотового телефона режиссера - это первые ноты "Интернационала".
"Пальмовую ветвь" датчанину вручила французская актриса Катрин Денев, которая также была задействована в "Танцовщице в темноте". Она сыграла небольшую роль коллеги Сельмы по штамповочному цеху. Откровенно говоря, рядом с Бьорк даже такая "звезда" смотрелась бледновато...
Ну а остальные награды? Лучшим был назван сценарий американца Нила Лэбьюта "Сестра Бетти" к сатирической комедии о непредвиденных последствиях увлечения молодой официантки "мыльными операми". Как и ожидалось, немало призов досталось кинематографистам из Азии. В частности, второй по значимости на Каннском фестивале Гран-при был присужден китайскому фильму режиссера Цзян Вэня "Дьяволы на пороге", в котором рассказывается о мрачном периоде истории Китая, когда он находился под пятой японских милитаристов. Великолепно снят, но, как мне показалось, излишне длинноват - он идет почти три часа. Его соотечественник Эдвард Ян получил приз за режиссуру (лента "И раз, и два"). Лучшим актером в Каннах был признан китаец из Гонконга Тони Ли Чувай, блестяще сыгравший в ленте "Готов к любви". Были отмечены также три кинематографиста из Ирана - невиданное для Каннского фестиваля дело.
Лента Павла Лунгина "Свадьба" к всеобщей радости присутствовавших на фестивале россиян не была обойдена жюри каннского киносмотра, который в этом году возглавлял французский режиссер Люк Бессон. Для фильма Лунгина был изобретен специальный приз "За мастерство всех занятых в фильме актеров". Режиссер, судя по всему, явно не ожидал, что попадет в число призеров. Лунгин снял весьма достойный фильм, в котором попытался разобраться, чем живет, чем дышит российская глубинка в эпоху резкого перехода к капитализму. История любящих друг друга молодых людей (актеры Марат Башаров и Мария Миронова) получилась доброй, человечной и в отличие от предыдущих работ режиссера оставляющей надежду на то, что все в России еще наладится...