В Москве подвел итоги Первый молодежный киномузыкальный фестиваль-конкурс KINOREX
Из почти двух десятков лент, специально созданных молодыми режиссерами и композиторами, семь дошли до финала, а победила анимационная работа выпускницы ВГИКа и... непрофессионального композитора, уже имеющего в активе несколько успешных фильмов. Имена этих ребят пока мало что вам скажут, но, возможно, через несколько лет их будут с уважением произносить на главных фестивалях страны и зарубежья.
«Труд» уже писал о том, как пару лет назад студенты продюсерского факультета Российской академии музыки имени Гнесиных Никита Брусин и Елизавета Фирулик, насмотревшись и наслушавшись фильмов-середнячков со случайным музыкальным рядом, вспомнили и позавидовали: есть ведь и другие примеры. Для Эйзенштейна было важно, что музыку к его работам создает Прокофьев, Рязанов встретил понимание своих замыслов у Андрея Петрова, Никита Михалков — у Эдуарда Артемьева...
Проект, получивший имя KINOREX, нашел поддержку в Академии, во ВГИКе, на музыкальном радио «Орфей»... Выиграл тендер всероссийского конкурса «Таврида-2020», проводимого Росмолодежью. И вот прошедшие в его кастинг 18 молодых режиссеров сняли 18 короткометражек, а композиторы — тоже молодые и выдержавшие отбор — написали к ним музыку. До финала дошли семь работ. Их-то и увидела публика, а также жюри в составе режиссеров Римаса Туминаса и Бориса Токарева, композиторов Кузьмы Бодрова, Ильи Духовного и Александраса Шимелиса, замдиректора радио «Орфей» Игоря Летина.
Ленты оказались разными по стилю и жанру. Это и лирическая комедия о расселении коммуналки с музыкой в духе Колмановского или Зацепина («Письмо счастья»), и жесткий киберпанк о вербовке хакеров спецслужбами, идущий под хард-рок и готический гимн (Rabbit), и анимация в духе «подростковых» роликов MTV под симфо-рок («Сева убивает коронавирус»)...
А вот и призеры. Третья позиция — у философского ролика «Дом без дверей» режиссера Тео Гаглойты и композитора Артема Ромоданова, где воспоминания о биче прошлых веков — чуме — ассоциируются с сегодняшней пандемией и ложатся на музыку, созвучную осетинским народным мелодиям. На второе место арбитры поставили минималистичный (даже на фоне других короткометражек) четырехминутный рисованный фильм Sandman Анастасии Николаевой и Ярослава Глушакова с трогательными сюжетом и музыкой. Победила же пятиминутная анимация Надежды Шибаловой и Никиты Ямова «Эхо в облаках». Как пояснил председатель жюри Илья Духовный, только за эту ленту арбитры проголосовали единодушно. Ясность и выразительность черно-белого рисунка, которому идеально соответствует звучание рояля и струнных, — эта притча еще долго остается, звучит в памяти.
После того как отгремел праздничный концерт с участием Центрального военного оркестра Министерства обороны под управлением подполковника Константина Петровича (кстати, озвучившего и фильмы-призеры) и были вручены награды, я подошел поздравить Надежду и Никиту. И с удивлением узнал, что если Надя — профессиональный режиссер анимационного кино, а «Эхо в облаках» — ее дипломная работа во ВГИКе, в мастерской Инны Александровны Пшеничной, то 25-летний Никита по специальности электроэнергетик, а музыка — «просто» его страсть. Зато такая, что владеет парнем с раннего детства, с увиденной записи концерта Scorpions в Кремле, с лент «Король Лев» и «Гладиатор» с музыкой Ханса Циммера. А теперь его все больше увлекает творчество Георгия Свиридова: партитуры этого и других великих мастеров — школа, которую Никита проходит самостоятельно. И вот ее результаты: в активе молодого сочинителя — ряд сцен в популярных фильмах «Пальма» и «Конек-Горбунок», а вскоре, надеется он, коллега и старший друг Иван Бурляев позовет его в новый полнометражный проект.
И, конечно, есть резон ждать продолжения сотрудничества Никиты с Надеждой. Вдохновляющий пример для будущих творческих тандемов, открывать дорогу которым устроители KINOREX надеются ежегодно.