Особых требований к соискателям работодатели не предъявляют
Каждое пятое объявление о поиске сотрудника в России — о поиске продавца. Таковы результаты исследования компании по подбору персонала Adzuna. Получается, что, пока весь мир ищет себе айтишников, нам до сих пор некем удовлетворять запросы потребителя.
В ходе исследования было проанализировано 2,5 млн вакансий в 11 странах мира. Специалисты по продажам оказались популярны не только в России, но и в Индии и Нидерландах. На втором месте по популярности в нашей стране — вакансии специалистов производственной сферы и бухгалтеров-финансистов. Что касается остального мира, все ищут айтишников. Особенная нехватка (или излишек мест?) наблюдается в Великобритании — 12% от общего числа вакансий.
«Труд» спросил экспертов российского рынка труда, почему нам так важны продавцы, где и чему таких учат и изменится ли ситуация в ближайшие годы.
«Профессии продавца и менеджера по продажам попеременно лидируют в списке самых востребованных специальностей последние два года. Экономика России завязана на потреблении, к этому нас приучили упадок сельского хозяйства, пресловутая сырьевая модель, а также ориентиры на западное общество. По словам аналитика АФК «Система» Евгения Надоршина, со второй половины 2012 года потребление — это фактически единственный сектор, который «тянет» экономику страны. «Продукты, товары повседневного спроса и даже такая высокотехнологичная продукция, как средства связи или бытовая техника, — это последнее, от чего откажутся россияне», — комментирует результаты исследования шеф-редактор сайта Rabota.ru Александр Гросс.
Логичен вопрос, как и чему нужно учиться, чтобы влиться в эту струю. Оказывается, что особых требований к соискателям работодатели в этом случае не предъявляют. Опыт, опыт и только опыт — вот что нужно продажнику чего бы то ни было.
«Нет никакого смысла вкладываться в фундаментальное образование для специалистов в сфере продаж. В апреле мы проводили опрос на Rabota.ru с целью выяснить, какие критерии подбора sales-специалистов используют работодатели. Основной (это было ясно из предыдущих исследований) — это умение продавать. Следующие по частоте — грамотная устная и письменная речь (70%), желание обучаться (61%), опыт работы в сфере компании (51%) и уровень мотивации (50%). Высшее образование в качестве важного критерия при подборе менеджеров по продажам указали лишь 22%. Как видно, все эти критерии не имеют ничего общего с теоретической подготовкой, которую дают вузы», — отмечает эксперт.
Если давать совет нынешним выпускникам школ, которые сегодня должны определяться, то можно сказать: скорее всего, ситуация кардинально не изменится. Фундаментальное образование, финансы и производственный сектор — то, что уже сейчас можно выбирать, чтобы не прогадать с работой через 5-7 лет. На горизонте еще маячит IT, которое может отыграть в первую очередь в столице, но регионы вряд ли могут рассчитывать на рывок отрасли.