30 карьерных советов от великих людей

«Труд» собрал 30 громких высказываний о работе и попросил экспертов их прокомментировать

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило, но «объединяй и направляй» — еще лучше».

Иоганн Вольфганг Гете, немецкий поэт и мыслитель.

Анна Мухина:

— Если говорить об управлении коллективом, то именно это правило приведет к успеху. Оно позволит наиболее эффективно использовать потенциал сотрудников и добиться синергетического эффекта команды, когда общий результат выше суммы его отдельных составляющих.

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает».

Наполеон Бонапарт, император франции, выдающийся полководец и государственный деятель

Тимур Соколов:

— Очень категоричное заявление. Если речь идет о науке и технике, эти специалисты по природе своей часто неразговорчивы. В их случае только заслуги и проекты помогают преодолевать ступени карьерной лестницы.

«Неважно уметь хорошо работать — важно уметь хорошо доложить».

Бернар Тристан, французский писатель

Тимур Соколов:

— Вопрос хорошей презентации вечен и очень актуален. Так как большинство людей воспринимают информацию эмоционально, порой именно красочная презентация является ключевым элементом общего успеха. Но это совершенно не отменяет профессионального решения поставленных задач.

«За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек».

Отто фон Бисмарк, политик, первый канцлер Германской империи

Анна Мухина:

— Да, всегда должен быть кто то, с кого можно спросить.

«Чтобы сделать карьеру, следует одеваться во все серое, держаться в тени и не проявлять инициативы».

Шарль Талейран, французский политик и дипломат

Анна Мухина:

— Этот совет устарел. В современном мире трудно найти организацию, где таким образом можно было бы продвинуться. Сейчас особенно ценится инициативность. Успех во многом зависит и от успешного общения с коллегами. А человек, не умеющий строить отношения с окружающими, имеет мало шансов сделать карьеру.

«Карьеры, пробитые собственно головой, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки».

Дмитрий Писарев, литературный критик

Тимур Соколов:

— Добившись успехов в карьере своими силами, мы становимся лидерами в собственной сфере. Лидер по своей натуре оказывает влияние, которое выстраивается на доверии и уважении со стороны сотрудников. Поэтому карьеры, «пробитые своей головой», гораздо более ценные.

«Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель

Вера Игнаткина:

— Чаще наоборот. Работники одного уровня часто поверяют друг другу душевные переживания и обсуждают руководство, часто в неблаговидных выражениях. И бац — один из них становится начальником другого Один не может понять, почему повысили не его, другой — почему тот не подчиняется и продолжает звать на вечерние посиделки. Конфликт неизбежен.

«Вверх лезут в той же позе, что и ползают».

Джонатан Свифт, английский сатирик, политический деятель, публицист

Анна Мухина:

— Мне сложно оценить мудрость этого высказывания. Каждый сам для себя делает выбор — «лезет» ли он наверх или развивается профессионально и строит карьеру. И это, на мой взгляд, разные вещи. Во втором случае речь идет явно не о «позе», а о каких-то иных способах достижения поставленных целей.

«Все искусство управления состоит в искусстве быть честным».

Томас Джефферсон, третий президент США

Анна Мухина:

— Тут можно и поспорить. Что понимать под честностью? Если это стремление всегда говорить правду, не идя на компромисс, то таким образом вряд ли получится чем-то управлять. Или упор в этой фразе мы делаем на слово «искусство», имея в виду умение что-то сказать к месту, а о чем-то умолчать, не обманывая? Без такой способности не обойтись.

«Лучше идеально выполнить небольшую часть задания, чем сделать плохо в десять раз больший объем работы».

Аристотель, древнегреческий философ

Тимур Соколов:

— Действительно, лучше делать одну работу, но на отлично, чем браться за все, но задевать лишь вершки. Выполняя малую часть работы идеально, вы избавляете себя от необходимости ее переделывать. Я часто замечал: команда работает идеально лишь тогда, когда каждый из ее членов выполняет работу на своем участке на 100%.

«Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно».

Наполеон Бонапарт

Вера Игнаткина:

— Любая задача, выполняемая добросовестно, трудна. Но результат добросовестной работы приносит свои плоды. К примеру, руководство компании не выплачивает зарплату вовремя — налицо нарушение законодательства, что в итоге можно назвать недобросовестным управлением и даже демотивацией сотрудников. Могут руководители рассчитывать на лояльность персонала и высокую производительность труда? Нет.

«Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы».

Иосиф Сталин, генералиссимус

Вера Игнаткина:

— Если между коллегами будут разногласия, то работа спориться не будет. В этом случае они будут либо проверять друг друга на стрессоустойчивость, либо перетягивать одеяло на себя. Плюс к этому еще перекладывать ответственность за выполняемую работу на соседа и представлять совместную работу своей заслугой. В итоге не выиграет ни один из участников процесса.

«Если все кажется легким, это безошибочно доказывает, что работник весьма малоискусен и что работа выше его разумения».

Леонардо да Винчи, титан эпохи Возрождения

Тимур Соколов:

— С одной стороны, он может быть высоким профессионалом и ему все может быть по плечу, а с другой — сотруднику это задание может быть просто неинтересно. Хочу провести аналогию: каждый раз сюжет из Библии открывается по-разному. Если человек открывает ее первый раз — все понятно, а далее все сложнее и сложнее.

«Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности».

Наполеон Бонапарт

Вера Игнаткина:

— Для тех, кто нацелен на карьерное и профессиональное развитие, — идеальное суждение. Кризис, начавшийся в 2008 году, сильно изменил рынок: теперь рынок труда стал рынком работодателя. Сегодня работодателю есть из кого выбирать, а значит, для того чтобы не состариться в своей должности, необходимо прикладывать максимум усилий и со своей стороны.

«Любая простая задача может быть сделана неразрешимой, если по ней будет проведено достаточно совещаний».

Райнер Мария Рильке, австрийский поэт

Вера Игнаткина:

— К сожалению, это норма сегодня. Основные причины: задача на самом деле не должна быть решена, и совещания проводятся для отвода глаз. «Специалисты», которые не в теме, считают-либо из-за высокой занимаемой должности, либо из-за завышенной самооценки, — что обязаны высказаться.

«Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай».

Сергей Королев, советский ученый и конструктор в области космонавтики

Тимур Соколов:

— Критика — это лишь оценочная обратная связь, которая не показывает направлений для роста сотрудника, но если, критикуя, мы предлагаем новое решение, то мы растем. Для получения результата необходимо только действие. И последний элемент любого успеха — это полная ответственность за результат.

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье».

Дональд Трамп, американский бизнесмен

Анна Мухина:

— От семьи действительно многое зависит. И дело не только в том, что протекция позволяет получить хорошую должность. Семья, обеспечившая достойное воспитание и образование своим детям, уделившая внимание развитию способностей, формированию уверенности, создает надежную основу для достижения успеха.

«Нельзя стать узким специалистом, не став в строгом смысле болваном».

Бернард Шоу

Тимур Соколов:

— Быть узким и высококлассным специалистом — это цель, к которой стремятся большинство осознанных людей. А дальнейшее развитие зависит лишь от кругозора специалиста. Для успешного развития нужно стать мастером своего дела, а затем создать хороший маркетинг».

«Дело несделанное лучше дела испорченного, потому что первое можно сделать, а второго нельзя поправить».

Василий Ключевский, русский историк

Вера Игнаткина:

— Спорно и в каждой ситуации индивидуально. Пример. Сотрудник, отвечающий за безопасность на производстве, не проверил исправность фрезерных станков, и рабочий получил серьезную производственную травму. То есть дело не сделано, но его можно сделать после. Да, но здоровье рабочему не вернешь.

«Любой человек способен сделать любую работу при условии, что за нее не нужно приниматься сейчас».

Роберт Бенчли, писатель-юморист

Тимур Соколов:

— Любой человек может сделать любую работу в любое время. Его готовность обусловлена двумя вещами — мотивированностью и компетентностью.

«Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но постоянный заработок».

Эдмунд Уилсон, американский литератор

Вера Игнаткина:

— А вот и нет. Суждение о том, что каждый работник стремится к повышению по службе, неверное. Для многих наличие маленького стабильного заработка лучше, чем нестабильный, но высокий, например, как у менеджеров по продажам, и повышенная ответственность, как у начальников. И сетования на деморализующий маленький заработок — не более чем уловка.

«Если служащий всегда согласен с боссом, он бесполезен для бизнеса».

Элберт Хаббард, английский литератор

Анна Мухина:

— Это взгляд современного западного руководителя, который, безусловно, приведет организацию к процветанию. К сожалению, в наших компаниях далеко не все боссы достаточно дальновидны и уверены в своем профессионализме, чтобы окружать себя сотрудниками, обладающими высокой квалификацией, и ценить наличие у них собственного мнения.

«Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост».

Конфуций, древнекитайский философ

Анна Мухина:

— Это высказывание справедливо по отношению к большинству современных выпускников вузов, считающих так: наличие диплома означает, что им обеспечена высокая должность. Завышенные требования к работодателю в сочетании с отсутствием каких-либо требований к себе встречаются нередко.

«Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Не давайте им прочно обосноваться. Поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».

Генри Форд, промышленник

Анна Мухина:

— Если вы поставили себе цель развалить коллектив, деморализовать сотрудников и подорвать их стремление добиться положительных результатов, то надо действовать именно так.

«Комплимент повышает производительность женщины вдвое».

Франсуаза Саган, французская писательница, драматург

Тимур Соколов:

— Женщина более эмоционально воспринимает события. А так как те чувства, которые мы испытываем, отражаются на нашей эффективности, мы можем говорить о комплиментах как об отличном мотивационном инструменте. Но открою секрет: не только на женщин действует правильный и красивый комплимент.

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее».

Уильям Шекспир, английский поэт и драматург

Тимур Соколов:

— Безусловно, любимая работа вдохновляет нас, она позволяет нам использовать ресурсы, о которых мы даже не догадывались ранее. Именно гармония внутренних ожиданий и внешней значимости делает нас успешными. Не зря главный и первый принцип успешного человека звучит так: делай то, что хочешь.

«Легче сделать так, чтобы о вас говорили: «Почему он получил это место?», чем добиться, чтобы кто-нибудь спросил: «Почему он не получил этого места?»

Жан де Лабрюйер, французский моралист

Вера Игнаткина:

— Отказ в повышении не всегда зависит от качеств сотрудника. Во-первых, пост может быть отдан своему человеку. Во-вторых, кандидат, может быть, перерос эту должность, и работодатель понимает, что, заняв ее, сотрудник через какое-то время уйдет.

«Искусство управления заключается в организации идолопоклонства».

Бернард Шоу, писатель и драматург

Вера Игнаткина:

— Идолопоклонство — это перебор, но крупицы здравого смысла в этом есть. Портрет руководителя сегодня примерно таков: профессионал, авторитет для подчиненных, он должен обладать лидерскими качествами, демонстрировать уверенность и нести ответственность за эти решения. Только такой руководитель сможет эффективно решать поставленные задачи.

«Изучив людей, управляют лучше, нежели изучив книги».

Франсуа Фенелон, французский писатель

Вера Игнаткина:

— Наиболее эффективен синтез теории и практики. Книги должны выступать базисом в изучении вопросов управления. Но не стоит забывать, что книги ведущих мировых экспертов — это в большинстве случаев переводные издания западных гуру, чьи советы можно применять, только адаптировав к реалиям российского бизнеса. А вот здесь и требуется наработка собственного опыта.

«Лучший способ сделать карьеру — работать на того, кто делает карьеру».

Марион Келлог, одна из первых женщин-менеджеров в Америке

Анна Мухина:

— С этим утверждением готова согласиться. У такого руководителя есть чему поучиться. И в профессиональной области, и в области взаимоотношений. Кроме того, как правило, такие начальники стремятся создать команду, на которую можно положиться, и, продвигаясь вверх, они и сотрудников ведут за собой по карьерной лестнице.

Высказывания комментировали:

Вера Игнаткина, коуч, наставник по поиску работы компании Job Search Coach

Анна Мухина, психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии»

Тимур Соколов, управляющий партнер компании Club Consult Development