ЯКОВ КОСТЮКОВСКИЙ: "ВИЦИН БЕЗЗАВЕТНО ВЕРИЛ В ЙОГУ"

Экранные образы Георгия Вицина, которому сегодня исполнилось бы 90 лет, знакомы всем, но его частная жизнь всегда оставалась вдали от газетной шумихи. О том, каким человеком был Вицин, "Труд" попросил рассказать сценариста комедий Гайдая Якова Костюковского, который хорошо знал великого актера.

- В комедийной тройке Трус - Балбес - Бывалый Вицин был старшим. Он был из тех светлых, доверчивых людей, обижать которых все равно что обидеть ребенка. И даже много себе позволявший Евгений Моргунов с Георгием Михайловичем держался почтительно.
О Вицине гуляет подлая легенда, что он мог сорвать репетицию или даже съемку ради личных дел. Помню, в какой-то газете один "очевидец" вспоминал, что когда Гайдай командовал "Мотор!" и камера начинала мотать пленку, Вицин якобы отказывался идти в кадр, поскольку еще не доделал гимнастику йогов. Такую ситуацию невозможно себе представить никому из тех, кто действительно знал и Гайдая, и Вицина.
- А какие-то фразы от себя Георгий Михайлович предлагал?
- Для "Операции Ы" им предложена реплика "Чей туфля? А - мое!". На съемках "Кавказской пленницы" у него неожиданно вырвалось: "Поберегись!" в том эпизоде, где его героем Трусом вышибают дверь. Сам Гайдай так смеялся, что мы оставили фразу в фильме. Вицин никогда этими находками не хвастался, а когда ему однажды напомнили, он скромно отказался: "Это, наверное, сценаристы придумали".
- Актер обиделся, что ему не дали роли в "Бриллиантовой руке"?
- Поначалу нет. После "Кавказской пленницы" мы договорились, что с тройкой расстаемся, "Бриллиантовую руку" делаем на Никулина, а следующий фильм - на Вицина. Но до Георгия Михайловича очередь так и не дошла, Гайдай увлекся экранизацией "12 стульев"... А мы с моим соавтором Морисом Слободским чувствовали ответственность перед артистом. Поэтому уговорили режиссера Виллена Азарова снимать комедию "Неисправимый лгун" с Вициным в главной роли.
Кстати, после выхода на экраны этого фильма мы получили приглашение поработать с французским режиссером Жаком Деми, который снял "Шербургские зонтики", и его композитором Мишелем Леграном. Они пробили разрешение на совместную советско-французскую комедию. На выделенные Госкино деньги мы вместе с французами объездили полстраны в поисках "натуры". Однако вмешался партийный идеолог Суслов, написав такую резолюцию: "Не будем развращать молодежь".
- Правда ли, что во время съемок Вицин рисовал на всех шаржи?
- Один раз я увидел его портрет Моргунова. Вицин смутился и рисунок спрятал. Он не афишировал свои увлеченья. Однажды он меня спросил: "Какая ваша самая любимая одежда? А моя - пижама". Вот в этом весь Вицин. Он обожал устроиться на диване и читать хорошую книгу, или стоять у мольберта. Жаль, что его скульптурные работы нигде не выставлялись. У Вицина было потрясающее чувство формы. Этот талант он передал по наследству дочери Наталье, которая стала художницей.
- Вы перезваниваетесь?
- Я с ней разговаривал один раз в жизни. А с его женой мы общались два раза. Дома у них никто никогда не был. Вицины жили замкнуто.
- Врачи утверждали, что в смерти Вицина виновата йога, которая в пожилом возрасте якобы пошла ему во вред...
- В йогу он верил беззаветно, что, безусловно, помогало ему жить. А еще он верил в народную медицину. Как-то при мне спросили, как помочь нашему знакомому, который простудился. Вицин ответил: "Лучше всего сделать из лука сироп и капать в ноздри". В другой раз он мне сказал: "Самое страшное, что человек изобрел, - это застолье". Тут мы заспорили. Не мог я с ним согласиться и когда он отказался, извините за физиологию, вставлять искусственные зубы. Это было уже чересчур для артиста. Но так у него появился аргумент, чтобы отказываться от нежелательных концертов: "Я не могу выступать - у меня нет зубов".
А знаете, как Вицин отбивался от алкашей, которые буквально прохода ему не давали? На приглашающий вопрос "Третьим будешь?", он отвечал: "Я могу быть только четвертым". Пока те переглядывались, он добавлял: "Такова концепция!" Действовало это безотказно.
- Говорят, у Вицина на Арбате была лучшая голубятня в Москве?
- Кто бы ему разрешил в Староконюшенном-то переулке? Вицин подкармливал городских сизарей и бродячих собак. Эта живность всегда знала, когда и где он будет проходить. Как-то после съемок я его подвозил, у подъезда мы увидели чудную белую голубку. Казалось, она его поджидает. Вицин достал из кармана пшено и покормил ее. Это было так трогательно.
- Теперь понятно, почему на панихиде в Доме кино у гроба Вицина стояла клетка с голубями...
- Есть такая расхожая фраза: по тому, какие похороны, видно, как жил человек. Попрощаться с Вициным почти никто из киноначальников не явился. Мало было и артистов. Зато пришли простые люди - его зрители. Они плакали, не таясь, и не понимали, почему, когда гроб выносили на улицу, раздаются аплодисменты. А голубей привезли его арбатские соседи. Когда на Ваганьковском кладбище птиц выпустили, они долго кружили над могилой Вицина.
ДОСЬЕ
Георгий Вицин, актер
Родился: 23 апреля 1918 года в Зеленогорске в семье зажиточного лесовода.
Дебют в кино - роль Гоголя в драме Козинцева "Белинский", но славу снискал, снимаясь в комедиях "Максим Перепелица", "Женитьба Бальзаминова", "Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Джентльмены удачи" и др.
Был женат на актрисе Дине Тополевой, которую отбил у своего учителя Николая Хмелева. Во второй раз женился на племяннице Ивана Мичурина. Дочь Наталья - художница.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Шутки Вицина
l Не суетитесь, люди: жизнь отнимает страшно много времени!
l В трамвае написано: "Не высовывайся".
l Телевидение - это Голгофа для актера.
l Зубные протезы? Если жизнь сожгла мосты, не меняй их на пластмассовые.