КТО ВХОДИТ В КАНН БЕЗ СТУКА

Чуть больше двух недель осталось до открытия Каннского кинофестиваля. Организаторы этого грандиозного киносмотра на днях объявили программу, которая вызвала у специалистов немало пересудов, прогнозов, вопросов. В частности, многих занимает, почему в конкурс не попали представители таких мощных кинематографий, как Великобритания, Испания, Польша, Россия...

Европейское кино вообще стремительно теряет свои позиции в Канне, что недальновидно и странно для фестиваля, чье месторасположение - в самом сердце Европы. Зато год от года усиливается роль (и даже диктат) американского кинематографа, чему не всегда есть разумные обоснования. Между тем устроители Каннского кинористалища без устали объясняют журналистам, что они приглашают на фестиваль не страны, а конкретные фильмы. И здесь они отдают предпочтение испытанным фестивальным бойцам, чьи ленты неоднократно блистали в том же Канне. В этот раз конкурсную программу (она состоит из 20 лент, а всего отборщиками было отсмотрено порядка 1500 картин) украсят имена Вима Вендерса ("Входи без стука"), Дэвида Кроненберга ("История насилия"), Гаса Ван Сента ("Последние дни"), Джима Джармуша ("Сломанные цветы"), Атома Эгояна ("Где лежит истина"), Ларса фон Триера ("Мандерлай" - вторая часть "американской" трилогии, которую знаменитый датчанин начал два года назад своим нашумевшим "Догвиллем")...
Нетрудно заметить, что это все яркие представители "авторского" кинематографа. Из тех, кто снимает "зрительское" кино, в конкурс приглашен только Роберт Родригес - автор фильма "Отчаянный" с участием Бандераса и других популярных хитов. Он представит в Канне картину "Город грехов". Но ему, пророчат наблюдатели, будет трудно соревноваться с монстрами "интеллектуального" кино. Тем более что жюри в этом году возглавит Эмир Кустурица, который сам любит изъясняться посредством сложных образов и цветастых метафор. 50-летний серб получил в Канне две "Золотые Пальмовые ветви", теперь он будет решать судьбу своих знаменитых коллег, среди которых, еще раз заметим с горечью, нет мастеров российского кино.
Вряд ли в этом есть злой умысел организаторов Каннского фестиваля. Просто на данный момент в российских "закромах", скорее всего, не оказалось достойной ленты. Наши знаменитые мастера, перед которыми Канн готов был открыть дверь без стука, оказались не готовы к 58-му по счету киносмотру. Никита Михалков, потрясший когда-то Канн фильмом "Утомленные солнцем", молчит как режиссер уже седьмой год, хотя и радует зрителей яркими актерскими работами. Алексей Герман после многострадального "Хрусталева" много лет снимает (и все никак не может закончить) фильм "Трудно быть богом". Вадим Абдрашитов, трудно отходящий после остросоциальных "Магнитных бурь" (они ему стоили операции на сердце), еще только вынашивает замысел новой ленты. Глеб Панфилов, фильму которого "Мать" в Канне аплодировали 17 минут, занят 8-серийной экранизацией Солженицына для канала "Россия". Андрей Звягинцев, наделавший переполоху в Венеции своим "Возвращением", в обстановке полной секретности снимает новую картину - никто не знает какую. Любимец Канна Павел Лунгин (здесь получали призы его фильмы "Такси-блюз" и "Свадьба") затеял вольную экранизацию "Мертвых душ". Александр Сокуров, видимо, обидевшись на то, что четыре раза участвовал в работе Каннского фестиваля и все четыре раза оставался фактически незамеченным, попытал в феврале счастья в Берлине, где, впрочем, его "Солнцу" тоже ничего не улыбнулось. Дмитрий Месхиев, прогремевший на Московском кинофестивале фильмом "Свои", еще не стал "своим" для Канна - да и новый фильм у него еще не подоспел...
Так что наши мэтры, слава Богу, не в простое, а в работе. Не исключено, что к следующему Каннскому фестивалю чем-нибудь талантливым кинематографическую общественность и поразят. Да и молодая поросль стремительно подрастает...