СЧЕТ ПОШЕЛ НА МИЛЛИАРДЫ

Нынешняя поездка Сергея Иванова стала значительным событием на фоне 16-20 совместных мероприятий, проводимых ежегодно по линии военных ведомств наших государств, объединяемых узами стратегического партнерства. В военных вузах России сегодня обучаются тысячи курсантов и слушателей из КНР. Поддерживаются регулярные контакты между вооруженными силами соседних держав, сохраняющих статус постоянных членов СБ ООН. Все это вместе с высоким уровнем взаимопонимания и доверительности не только укрепляет безопасность обеих стран, но и выступает конкретным вкладом России и КНР в обеспечение мира и стабильности в Азии и во всем мире.

Официальная часть визита в Китай началась с торжественной церемонии встречи гостя на плацу возле монументальной громады "Ба и лоу" ("Дом 1 августа"), как именуют здесь здание Центрального военного совета КНР по дате рождения регулярной армии республики. Безукоризненно выстроенный строй роты почетного караула из военнослужащих трех видов вооруженных сил, гимны обеих стран - все, как и положено по протоколу. К Сергею Иванову подошел министр обороны КНР 69-летний генерал-полковник Цао Ганчуань и самостоятельно, без переводчика обменялся с российским коллегой парой-другой фраз. В начале 1960-х китайский военачальник обучался в одном из высших военно-инженерных артиллерийских училищ бывшего СССР и неплохо изъясняется по-русски.
Впрочем, как заметил один из членов российской делегации, оба министра прекрасно понимают друг друга уже потому, что "говорят на одном политическом языке". Не далее как в середине декабря прошлого года Цао Ганчуань посетил Россию и провел содержательные переговоры с Сергеем Ивановым, по итогам которых стороны констатировали единство мнений по широкому кругу вопросов двусторонних отношений. Вот и на сей раз, выступая перед журналистами после переговоров с китайским коллегой, Сергей Иванов отметил, что нынешний этап военного и военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Китаем "полностью соответствует масштабам и динамике отношений стратегического партнерства, сложившихся между нашими странами". Сергей Иванов выразил согласие с Цао Ганчуанем в том, что "при таком большом объеме ВТС оно не направлено против третьих стран и развивается в интересах поддержания стабильности в огромном Азиатско-Тихоокеанском регионе".
По взаимной договоренности Россия и Китай воздерживаются от разглашения количественных и качественных параметров двустороннего военно-технического сотрудничества, поэтому о том, какие вооружения и в каких объемах поставляются нашему восточному соседу, можно лишь догадываться. Согласно данным зарубежных источников, речь идет о продаже Китаю партии истребителей Су-30 МКК, крылатых ракет и современных радаров, а также строительстве на российских верфях по китайскому заказу нескольких надводных и подводных кораблей - общей стоимостью примерно в пару миллиардов долларов.
В последнее время Пекин заметно активизировал усилия с целью добиться снятия Евросоюзом эмбарго на поставки вооружений Китаю, введенного после тяньаньмэньских событий весны-лета 1989 года, однако пока безрезультатно. С учетом еще более жесткой позиции США в отношении военно-технического сотрудничества с КНР единственным каналом закупок современного оружия для наших восточных соседей остается Россия, а поставляемая отечественной "оборонкой" продукция играет важную роль в программе перевооружения НОАК. И не секрет, что ВТС дает возможность динамично развиваться нашим оружейникам, получать дополнительные средства для разработки новейших видов вооружений, необходимых для модернизации российских Вооруженных сил.
Помимо различных аспектов двусторонних связей, важное место в ходе беседы Сергея Иванова с Цао Ганчуанем заняли актуальные проблемы международной и региональной безопасности. Так уж получилось, что в день прибытия министра в Пекин из китайской столицы отбыл находившийся здесь с неформальным визитом лидер КНДР Ким Чен Ир. Совпадение хоть и случайное, но весьма символичное, поскольку вопрос о северокорейской ядерной программе фигурировал среди основных в повестке дня пекинских переговоров российского гостя. Как заявил перед журналистами Сергей Иванов, решение корейской проблемы следует искать на основе "разумного компромисса с учетом озабоченности обеих сторон (имеются в виду КНДР и США) и тех режимов нераспространения, которые существуют в мире".
В присутствии представителей СМИ он не поскупился на заверения в том, что "Россия и Китай будут самым тесным образом взаимодействовать и по этому вопросу, и по проблеме урегулирования в Ираке и Афганистане". Обе страны, заявил Сергей Иванов, "настаивают на доминирующей роли ООН в поиске и использовании политико-дипломатических, экономических и даже военных рычагов влияния на развитие международной обстановки". Он пояснил, что при этом собственно военные меры не должны быть избыточными, а должны стать адекватными угрозам. Эти принципы, добавил Сергей Иванов, используются при взаимодействии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Помимо Пекина, министр обороны РФ в сопровождении Цао Ганчуаня посетил родину китайского коллеги - провинцию Хэнань, где ознакомился с городом Лоян - одной из древних столиц страны. А также побывал в Мекке поклонников восточных единоборств - Шаолиньском монастыре, где в сопровождении настоятеля легендарного храма полюбовался театрализованным представлением монахов-ушуистов.