На что жалуемся, россияне?

Об этом рассказал Роспотребнадзор

Роспотребнадзор на этой неделе рассказал о том, на что чаше всего жаловались россияне в минувшем году. Вне конкуренции по числу претензий оказалось жилищно-коммунальное хозяйство — с его невероятно низким качеством услуг, непрозрачным ценообразованием и бесконечными скандалами. На втором месте идут салоны красоты и разного рода магазины. А вот «бронзу» довольно неожиданно получила интернет-торговля. Но, что любопытно, под огонь критики в большинстве случаев попали не российские, а зарубежные интернет-площадки.

Жилищное законодательство в нашей стране запутано настолько, что разобраться в нем под силу далеко не каждому юристу. Чем с удовольствием пользуются управляющие компании, для которых услуги ЖКХ давно стали удобным инструментом незаконного обогащения. Выставление счетов за мифические услуги, многократное взыскание денег за однократно проделанную работу, «опережающий» любые инфляции рост тарифов — чем только не пользуются наши УК в своем стремлении собрать как можно больше денег с населения.

Да и может ли быть как-то иначе, если в наших с вами домах в обязательном порядке стоят только приборы учета электроэнергии. В половине домов и квартир какие-либо другие приборы учета вообще отсутствуют. Хуже всего ситуация в сфере теплоснабжения: тарифы здесь, конечно, регулируются на госуровне, но вот количество реально потребленных гигакалорий не поддается сколько-нибудь достоверному учету. Общедомовой счетчик, говорите? А сколько уже было историй, когда уставшие от непомерных платежей жильцы вдруг выясняли, что на одном приборе «сидело» по три-четыре дома, жители которых оплачивали счета «за себя и за того парня».

Единственное, что радует во всем этом хаосе, так это то, что россияне перестали стесняться о нем говорить. В 2017 году они буквально завалили Роспотребнадзор жалобами, что говорит как о постепенном повышении уровня юридической грамотности населения, так и о росте знаний населения своих прав и обязанностей. В ведомстве говорят, что тщательно проверяют и анализируют каждый тревожный сигнал. Если нарушение подтверждается, в дело вступают уже юристы ведомства. Им, кстати, по итогам прошлого года удавалось добиться от УК перерасчетов в пользу потребителей в 90% судебных споров! В общей сложности людям было возвращено более 50 млн рублей из необоснованно начисленных платежей. Сумма, конечно, не астрономическая, но значимая...

Немногим меньше, чем на услуги ЖКХ, россияне жалуются на работу расплодившихся салонов красоты, а также на качество продуктов питания и бытовой техники. Но куда интереснее то, что за минувший год резко выросло количество жалоб в области интернет-торговли (хотя чему тут удивляться, если за последние четыре года объем интернет-покупок в Рунете утроился). Люди жалуются на плохую доставку, а также на несоответствие реальных характеристик товара тем, которые были описаны на сайте продавца.

Справедливости ради стоит сказать, что претензии в подавляющем большинстве случаев относятся к работе зарубежных сетевых площадок. Доля негативных отзывов на отечественные онлайн-магазины ничтожно мала и составляет всего 1,5%. Эксперты говорят: сформировавшаяся в высококонкурентной среде российская интернет-торговля быстро достигла недостижимых для многих стран высот сервиса. Если в Германии считается вполне нормальным ждать заказ 7-10 дней в пределах одного города, то у нас доставкой день в день уже никого не удивишь. В той же Германии ни один уважающий себя магазин не даст оформить покупку без ее 100-процентной предоплаты — у нас же само собой разумеющимся считается расчет с курьером «на месте», о какой бы сумме ни шла речь. Причем большинство продавцов вежливо уточнят, будет ли оплата проводиться наличными или посыльному нужно иметь при себе платежный терминал. Уровень!

Вот бы еще с ЖКХ что-нибудь сделать...