Изгнание варягов

В 2012 году исполняется 1150 лет Российскому государству и никаких особых торжеств по этому случаю не наблюдается. Равно как и опровержений

В 2012 году исполняется 1150 лет Российскому государству, считая с полулегендарного пришествия варягов — Рюрика, Трувора и Синеуса, и никаких особых торжеств по этому случаю не наблюдается. Равно как и опровержений.

А мой личный опрос показал, что даже образованные и патриотически настроенные люди мало интересуются тем, кто стоял у истоков Российского государства — славяне или варяги. Между тем в Большой советской энциклопедии 1954 года статья «норманисты» написана довольно-таки раскаленным слогом — в таком примерно духе: «Норманисты — сторонники антинаучной теории происхождения Древнерусского государства, выдвинутой и усиленно пропагандировавшейся работавшими в России реакционными немецкими историками XVIII в. Бейкером, Миллером, Шлецером и др. Стремящиеся оправдать немецкое засилье в России и сохранить захваченное иностранцами при попустительстве придворной клики положение в русской науке и культуре, Н. выступили с отрицанием способности русского народа к самостоятельному развитию. Исходя из марксистско-ленинского учения о государстве и опираясь на большой археологич. материал, советские ученые окончательно разгромили…» И так целый столбец.

Но неужели весь этот пыл и объем отданы теням давно истлевших Бейкера, Миллера, Шлецера и других? Нет, они метили в какую-то современность: «В настоящее время „норманнская“ теория используется буржуазными историками империалистич. лагеря для того, чтобы опорочить прошлое русского народа, принизить его роль в истории и оправдать политику агрессии против Советского Союза». Однако сильно подозреваю, что не профессора, но неизмеримо более знаменитый и еще недавно грозный историософствующий практик вызвал этот воинственный тон.

«Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам — превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы» (Адольф Гитлер, «Моя борьба»).

Зато в Большой российской энциклопедии 2004 года происхождение Древнерусского государства обсуждается в более чем спокойном тоне, и, скорее всего, опять же потому, что сегодня никто не ставит под сомнение наши способности к государственному строительству. Нас скорее склонны обвинять в культе государства, так что не удивлюсь, если вскоре наши историки начнут доказывать, что мы всегда были достаточно анархичны, индивидуалистичны и либеральны.

Увы, пока мы будем так зависеть от чужого мнения, мы всегда станем впадать в какую-то гиперкомпенсацию, не просто жить, а постоянно что-то доказывать распорядителям стандартов. А потом оскорбляться, что они недостаточно уважают тех, кто перед ними заискивает.