Рабочие из-за сверхурочных остаются без времени и денег

Кризис заставил российских рабочих привыкнуть к постоянным переработкам

Восьмичасовой рабочий день ушел в прошлое вместе с раздутыми штатами. Теперь приходится работать и за себя, и за уволенного коллегу, да еще и без доплаты.

90% работающих россиян регулярно вкалывают сверхурочно и не получают за это ни копейки. Впервые переработка вошла в систему на предприятиях, производстве и в строительстве. Рабочие, которых раньше невозможно было заставить трудиться после конца смены, сегодня безропотно остаются у станков, иначе просто будут выставлены на улицу.

Среди самых пострадавших такие профессии и специальности, как строитель, дорожный рабочий, водитель, специалист по обслуживанию производственных мощностей.

Недовольных уволят

Виктор Новиков работает водителем в торговой компании уже пять лет. В конце прошлого года парк машин и штат водителей были сокращены вдвое. Оставшимся пришлось вкалывать за уволенных.

«Раньше, — рассказывает мужчина, — я работал с девяти до шести пять дней в неделю. Остальные ребята работали точно так же. Теперь рабочий день ненормирован: начинаю в девять, а когда закончу, не знаю. Шеф, когда объявлял о новых условиях, сказал, что недовольные могут писать заявление об уходе. Никто не уволился — всем работа нужна, только вот за переработку не доплачивают, и дома всех нас пилят, что приходим черт знает когда».

Андрей Воротников — прораб в одной из столичных строительных компаний. По его словам, в последний год понятие «смена» ушло в прошлое.

«Мы теперь работаем не по сменам, а до тех пор, пока не выполним фронт работ, — говорит Андрей. — Заказов мало, наше руководство выигрывает заказ, только если занизит сроки сдачи. В итоге мы пашем иногда круглыми сутками».

«У нас переработки случаются почти каждый месяц, — рассказал „Труду“ дорожный рабочий из Республики Коми Валентин (имя изменено),-либо авария какая-нибудь, и нужно срочно латать трассу, либо сорваны сроки строительства или ремонта, и надо нагонять». По словам Валентина, за сверхурочный труд не доплачивают. Рабочие несколько раз пробовали возмущаться, но эффекта никакого.

«Не хотите — уходите», — отвечает начальство. Некоторые действительно уходят в дорожно-строительные организации в других регионах страны. Люди с опытом в этой отрасли нужны, и их готовы переманивать даже из других субъектов Федерации.

Только в случае войны

Согласно статье 91 Трудового кодекса нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Исключения для сверхурочных рабочих часов описаны в статье 99 ТК. «Двигателем» сверхурочной работы может стать незавершенная срочная работа (с угрозой для дальнейшего производства при невыполнении), ремонт механизмов, занятых в работе большого количества людей, и неявка сменщика.

Без согласия задерживать работника можно в случае катастроф и аварий, военного или чрезвычайного положения. Продолжительность переработки не должна превышать 120 часов в году или четырех часов в течение двух дней подряд.

Если работник согласен с ненормированным рабочим днем, это прописывается в договоре с пометкой, что за это полагается три дополнительных дня к отпуску.

Страдает производство

По словам гендиректора компании Kelly Services Екатерины Гороховой, по-хорошему переработок у «синих воротничков» быть не должно.

«Если переработки есть, то почему сложилась такая ситуация? Скорее всего, они неправильно оформлены на работу, например по серым контрактам, и в случае возникновения спорных случаев ничего не могут доказать», — комментирует эксперт.

Самую «перерабатывающую» специальность выделить не получится, поскольку незаконные сверхурочные зависят не от профессии, а от правильного оформления сот-рудника.

Лазейку во время кризиса работодатели все-таки нашли: устраивают так называемые черные субботы. «Вся рабочая смена вынуждена выходить в выходной день, чтобы успеть выполнить запланированную норму. Многие работники забывают, что сами подписались на бесплатные переработки за три лишних дня отпуска, если в своем контракте согласились на ненормированный рабочий день», — отмечает управляющий директор компании «Адэкко» Наталья Долженкова.

Цифры