"...Все с сочувствием посмотрели на мальчика с супницей вместо головы. Они понимали, что произошла беда..."
А. Линдгрен. "Приключения Эмиля из Леннеберги".
Весна. У школьников - счастливчики! - каникулы. В эти же дни традиционно проходит Неделя детской книги. Раньше она была всесоюзной, и в ней так или иначе участвовало почти все детское население страны. Помогали в ее проведении и пионерия, и комсомол, и радио с телевидением. Сегодня "Книжкина неделя" держится лишь на энтузиазме библиотекарей.
Москва встречает Неделю детской книги без Дома детской книги на Тверской, без журнала "Детская литература" и с выселенным из своих родных стен издательством "Детская литература"... И это в Год русского языка и объявленный в столице Год ребенка!
Конечно, надо взывать к совести чиновников. Надо как-то расколдовать наше правительство, заледеневшее в своих реформах. Надо достучаться до президента, который вырос все-таки в самой читающей стране.
Но на то, чтобы достучаться до власти, может уйти остаток нашей жизни, а наши дети пропадают в компьютере сейчас и сегодня.
Городские подростки уже стали похожи на Эмиля (из книги незабвенной Астрид Линдгрен), застрявшего головой в супнице. Помнится, родители долго пытались вытрясти несносного мальчишку из супницы вместо того, чтобы ее срочно разбить. Им было очень жалко дорогой супницы.
Мы же ведем себя еще более странно. Наши дети все глубже засовывают голову в виртуальный мир, а мы почему-то не только не пытаемся их оттуда извлечь, но и находим в этом положительные моменты. Ребенок дома, под боком, пусть и с головой в "компьютерной супнице". Не хочет читать - ничего страшного, от этого никто не умирал.
И тут мне вспоминаются слова Иосифа Бродского из его Нобелевской лекции: "Среди преступлений против литературы наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей жизнью; если же преступление совершает нация, она платит за это своей историей..."
Похоже, причина того, что наши собственные дети спрятались от нас с головой в компьютерных играх, скрыта не в министерском портфеле, а где-то у нас в доме. Мы сами - папы и мамы, дедушки и бабушки - в чем-то ошиблись, что-то упустили. "Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать, не надо винить телевизор, наше время, школу... Прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы сделали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой? Мы же предали его..." Так пишет французский учитель и писатель Даниэль Пеннак в книге (она называется "Как роман" и вышла недавно на русском языке), которую он посвятил воспитанию в детях любви к чтению. Оказывается, это целая наука!
Скорее всего, не сразу современный ребенок будет очарован мягким светом настольной лампы и тихим шуршанием страниц. Не так просто будет дать вечером отставку телевизору и компьютеру, не вызвав у сына истерики. И главное, как нелегко нам самим отрешиться от телефона, новостей, усталости и снять с полки книгу! Но когда переговоры с детьми мирно завершены, и вся семья от мала до велика внимает вашему голосу, то какое счастье нас ждет! Какая забытая радость - погрузиться вместе с детьми и капитаном Немо в глубины океана или вместе с Незнайкой подняться на воздушном шаре, отправиться в путешествие на "Голубой стреле" или взяться за освоение Таинственного острова, пуститься в путь за аленьким цветочком или навестить дядю Тома в его хижине!
"Вечера, когда мы все вместе собирались в большой комнате - я (самая маленькая), мои братья, отец, мама - какие это были долгие вечера... Мама занималась рукоделием, а папа читал вслух Пушкина, Чехова..." - так вспоминала моя бабушка, чье раннее детство прошло в десятые годы прошлого века.
Мне же и моей младшей сестренке в 70-е годы посчастливилось услышать с маминого голоса и "Приключения Чиполлино", и "Трех толстяков", и "Голубую чашку", и "Синюшкин колодец", и астафьевский "Последний поклон", и пушкинскую "Капитанскую дочку"...
Через много лет я тоже взялся читать своим детям Пушкина. Отвернувшись с книгой к лампе, я и спиной чувствовал, как дочки переживают за Петрушу и Машу, как восторгаются забавным и трогательным Савельичем, как ужасаются судьбе доброго коменданта Белогорской крепости. Детская доверчивость проясняла мне ум и омывала сердце, и вместе с ними я то смеялся, то замирал от страха, то чуть не плакал.
Также во взаимном переживании мы читали по вечерам "Фрегат "Паллада" И. Гончарова, семейные главы "Войны и мира" Л. Толстого, "Лето Господне" И. Шмелева... Во время детских болезней серьезное чтение мы меняли на более легкое - рассказы и повести Дж. Даррелла, Виктора Драгунского, Юрия Коваля...
Сейчас девочки мои повзрослели, уже и младшая школу окончила. Но нет-нет, да и вспомнят они наши вечера с книжками. "Дни, как гуси, пролетают", и вполне возможно, я не успею оглянуться, как "книжкины вечера" вернутся в наш дом.
Читать никогда не рано
В Омске все популярнее становится муниципальная программа "Читающий город". Библиотекари посоветовались с врачами и мудро решили, что нет лучше места для воспитания детей в любви к чтению, чем родильный дом. В начале марта специалисты муниципальных библиотек, которые сами являются молодыми мамами, представили в родильном доме N 5 новые книги из серий "Мамина школа" и "Школа раннего развития". Гардероб малышей пополнился футболочками с надписью "Мама, почитай мне!"