БЕГОМ ЗА ОБРУЧАЛЬНЫМИ КОЛЬЦАМИ
Талантливого студента на ГАЗе приметили еще во время производственной практики. Но только через несколько лет после окончания политеха Борис Греков попал в одно из самых элитных заводских подразделений - конструкторско-экспериментальный отдел, где шла сборка опытных образцов автомобиля представительского класса "ГАЗ-13" - "Чайки".
- "Чайка" - а ее внешний вид был скопирован с американского автомобиля "паккард карибиен" - должна была поражать воображение, - рассказывает Борис Владимирович. - Помимо технических новшеств автомобиль имел стремительные формы истребителя, "турбинные" клыки на бампере, обилие хромированных деталей. Причем на всех трех экспериментальных машинах облицовку радиатора с многократно повторяющимся силуэтом птицы решено было сделать позолоченной. Я помню, как начальник участка Давид Иоффе сам пошел в магазин за обручальными кольцами. Кольца расплавили, и решетки радиаторов засияли золотом.
- Не боялись, что 13-й "ГАЗ" может оказаться несчастливым?
- Все вышло как раз наоборот - "Чайке" выпала очень счастливая судьба. На всемирной выставке в Брюсселе опытному образцу присудили гран-при. Машины представительского класса собирали не на конвейере, а вручную на специальных производствах. Вскоре пять новеньких "ГАЗ-13" обслуживали ХХI съезд КПСС. "Чайки" отработали идеально и нам, испытателям, хлопот не доставили.
- Почему "Чайки" были исключительно черными?
- Машины предназначались только для служебного пользования. А черный цвет считался наиболее представительным. Но были, правда, и исключения. Одну из "Чаек" сделали вишневого цвета, ее в качестве подарка преподнесли Брежневу. У начальника Главного управления пожарной охраны Москвы стояла в гараже красная "Чайка". Позже, по заказу Министерства обороны, для приема военных парадов в округах стали изготавливать на базе "ГАЗ-14" кабриолеты с открытым кузовом. Их красили в серый цвет.
- И никаких нареканий "машины-птицы" не вызывали?
- Как-то выдалось жаркое лето, так из Москвы пришли жалобы: "Чайки" "кипят". Мы взяли из лаборатории машины с электровентиляторами и помчались в столицу. Добрались за 3, 5 часа, шли со скоростью - 160 - 170 км/ч. Подкатили на "Чайках" к Боровицким воротам, часовой спрашивает: "Куда?" А мы, как пароль: "В ГОН (гараж особого назначения. - Авт.)". Нам открывали двери без всякого пропуска, ведь наши машины с горьковскими номерами были в Кремле хорошо известны.
- Что представлял собой Гараж особого назначения?
- В первый раз попав в кремлевский гараж, я удивился идеальной чистоте. Все боксы отделаны плиткой, пол с подогревом. Помню, начали вместе со слесарями смотреть привезенные "Чайки". А после смены эти слесари сняли рабочие комбинезоны и достали из шкафчиков форму с полковничьими погонами.
Дисциплина в гараже была строжайшая. Все машины ежедневно осматривали, два раза в месяц тестировали, после каждой поездки - мыли вручную, полировали, затем следовал обязательный техосмотр.
Был в ГОНе особый "зал ожидания" - комната, где собирались водители в ожидании высокопоставленных клиентов. Там не резались ни в карты, ни в домино, иногда лишь играли в шахматы, а в основном читали. Все полки в шкафах были завалены дефицитнейшей по тем временам литературой. Простым смертным о такой библиотеке оставалось только мечтать.
Испытания "Чаек" мы проводили по маршруту, который именовался "Малая роза". Начинали с площади Пушкина, потом ехали до Садового кольца, возвращались в центр - делали круг вокруг памятника Дзержинскому и снова гнали к Садовому... Так "вырисовывали" за смену несколько десятков "лепестков розы".
ХРУЩЕВ РУГАЕТСЯ, А СУСЛОВ БЕЗ КАЛОШ
- А как вы познакомились с Хрущевым?
- 1 мая 1960 года Никита Сергеевич должен был отправиться в Париж на встречу с Эйзенхауэром. Нам звонят из Кремля: "Срочно приезжайте, надо перед поездкой показать Хрущеву новые машины". Мы привезли в Москву роскошные фаэтоны "ГАЗ-13Б" с открытым кузовом, выпущенные крошечным тиражом. Одна машина была с черным тентом, другая - с коричневым. Месяц ждали, слонялись по Кремлю - от Хрущева никаких известий...
Зато опробовать авто изъявил желание председатель КГБ СССР Шелепин. Мы гнали машины по осевой линии, не обращая внимания на светофоры. Про себя я думал: еще полчаса такой гонки, и показывать Хрущеву будет нечего! Но обошлось... Доехали до Ленинских гор, около университета развернулись и на той же бешеной скорости вернулись в Кремль. Шелепин остался доволен, жал нам руки, говорил: "А ведь и сами можем, если захотим!"
Хрущев же вспомнил о показе перед самой поездкой за границу. Подкатили мы к пятачку у Никольской башни. Открывается дверь с торца, выходит Никита Сергеевич со свитой, спрашивает у министра автомобильной промышленности Строкина: "Кто будет показывать машины?" Кивают на меня: "Вот начальник отдела испытания легковых автомобилей".
За руль сел Суслов, справа от него расположился Хрущев. Я пристроился сзади на откидном сиденье. Тронулись. Суслову очень понравилось открывать и закрывать тент - он делал это непрерывно. Мягкий верх у фаэтона регулировался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. Я испугался, что система прямо сейчас и откажет, и осторожно так намекнул: "Посадим аккумулятор, товарищ Суслов, и застрянем здесь".
Но Суслов как будто не слышал - все нажимал и нажимал на кнопку. Тут в дело вмешался Хрущев, осадил его с матерком: "Перестань... тебе же сказали!"
После поездки Никита Сергеевич выдал главному конструктору ЗИЛа: "Вот, рыжий дурак, какие машины надо делать!" Последнему было обидно вдвойне: ведь "Чайки" считались младшими сестрами правительственных "ЗИЛов".
- Хрущев и Суслов хорошo водили?
- Над Сусловым в гараже посмеивались, он ездил со скоростью не более 40 км в час. Тому, кто его обгонял, он потом высказывал: "На тот свет торопишься?!" Он слыл человеком со странностями. Выходя из Кремля, прежде чем сесть в машину, снимал калоши. Уезжал, а около его калош оставался часовой.
Хрущева считали "крестьянином", слабо разбирающимся в технике. Но машины он любил. Как-то из Югославии он привез кабриолет "хорьх-951 А", из Америки - "кадиллак-флитвуд 75" красного цвета, с бархатной обивкой и кондиционером. Я написал письмо Косыгину с просьбой отдать нам "кадиллак" как образец для дальнейших разработок. Получил согласие, и тут, на мое несчастье, на политическом Олимпе появился Брежнев... Прокатившись разок на сверкающей машине по территории Кремля, он заявил: "Не отдам машину горьковчанам. Самому пригодится!"
СКАЗКИ ПРО БРЕЖНЕВА
- Леонид Ильич ведь лихачил за рулем?
- Все рассказы о его виртуозном вождении - сказки. Помню, мы привезли в Кремль новую "Волгу" -"ГАЗ-24", которую потом за долгую жизнь назвали "машиной времени". Я посмотрел, насколько непрофессионально и неуверенно генсек держал руль: перебирал баранку частыми нервными движениями. Когда, сделав круг, Леонид Ильич решил передохнуть, главный конструктор закричал: "Сядьте с ним кто-нибудь!" Тогда справа от Брежнева сел Косыгин.
Механики гаража вспоминали, как во время визита Леонида Ильича в ФРГ фирма "Мерседес" подарила ему спортивный автомобиль. Генсек сел за руль, рядом расположился представитель фирмы. Все присутствующие на церемонии были уверены, что Брежнев просто посидит в салоне да расспросит о технических характеристиках машины. Но он неожиданно для всех... завел мотор и поехал по территории резиденции. Растерявшаяся охрана только и успела предупредить, чтобы высокого гостя в целях его же безопасности не выпускали наружу... Леонид Ильич резко развернулся на повороте и задел бордюрный камень. В итоге был пробит картер, потекло масло. Немцы потом долго смаковали эту историю.
- Для генсека базовую модель как-то усовершенствовали?
- На его вишневой "Чайке" спидометр, находящийся обычно в углубленной нише, выдвинули так, чтобы показания были видны сидящему рядом с водителем пассажиру. Брежнев любил смотреть, с какой скоростью он "летит" по трассе. Еще знаю, на одном из "ЗИЛов" по просьбе Брежнева между передними сиденьями механики делали специальный стульчик для его внучки. Внучка подрастала - переделывали и сиденье.
- Брежнев славился своей любовью к иномаркам...
- Рассказывали, что Леонид Ильич с удовольствием катался на "роллс-ройсе" и "мерседесе". Однажды на Ленинградском шоссе у города Клин он, съезжая с узкого моста через реку Сестру, резко притормозил. Была ранняя весна, "роллс-ройс" заскользил на дороге и "подрезал" машину охраны. Ребятам на "мерседесе" ничего не оставалось, как въехать в придорожный сугроб. Там они и увязли, а Брежнев в одиночку рванул в Завидово. Из резиденции посыпались требования: всем по маршруту сопровождать несущийся на бешеной скорости "роллс-ройс". Да куда там! Леонид Ильич потом посмеивался над охраной: "Это мне вас впору охранять, а не вам меня".
В другой раз, тоже у Клина, с боковой дороги на основную полосу выскочил грузовой "ЗИЛ-130". "Мерседес" с охраной резко обогнал машину, которую вел Брежнев, и заслонил ее от грузовика. Но столкновения избежать не удалось. Два охранника оказались на больничной койке.
- Нештатные ситуации случались на правительственных трассах?
- Было дело, в полном составе разбилась насмерть делегация министра иностранных дел Болгарии: зиловский экспериментальный автобус "Юность" не вписался в поворот. Впрочем, хватало и комичных ситуаций. Среди привилегированных водителей ведь были и те, кто крутил баранку еще с военной поры. О похождениях одного из них - глуховатого Михалыча - в ГОНе любили рассказывать с особым удовольствием.
Однажды к 8 утра ветеран подал машину на Кутузовский проспект. Услышав, что задняя дверь захлопнулась, Михалыч дал по газам... Подъезжает к третьему подъезду ЦК, стоит ждет, а из машины никто не выходит. Заглянул в салон - пусто! А в машине между водителем и пассажиром все время было поднято стекло: ветеран любил подымить, а его высокопоставленный клиент не переносил табачного дыма... Оказывается, в тот день шеф вышел из дома, открыл заднюю дверцу лимузина, закинул на сиденье портфель и, вопреки привычке, решил сесть на переднее сиденье, поболтать с шофером. А тут авто перед самым его носом рвануло с места в карьер... Пришлось в срочном порядке вызывать дежурную машину. Михалычу объявили выговор, но не уволили. Потому что во время войны он возил маршала.
КРАСОТА С ДВУМЯ ДИВАНАМИ
"Чайка" имела просторный комфортабельный салон, в котором свободно располагались 7 человек. В салоне - два пружинных дивана и два дополнительных откидных сиденья, бардачок рядом со щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пятидиапазонный приемник с автоматической настройкой, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение.
КАК РАЗГОНЯЛИСЬ В КРЕМЛЕ
Двигатель автомобиля - верхнеклапанный, двухрядный, имел V-образное расположение цилиндров, что делало его более компактным, относительно легким и существенно увеличивало площадь пассажирского салона. Двигатель мощностью 195 л.с. позволял развивать автомобилю скорость до 160 км/ч, разгон с места до 100 км/ч занимал 20 секунд
С грустью Борис Греков вспоминает, как с приходом к власти Горбачева началась "борьба с привилегиями", и производство дорогих "Чаек" прекратили. Теперь "машину-птицу" при всем желании не возродишь - в пылу перестройки были уничтожены и технологическая оснастка, и рабочая документация, и сборочные линии, и кузовные штампы. Сегодня Борис Греков почти не выходит из дома. Из-за болезни сосудов у него ампутировали обе ноги. Передвигаясь в кресле-коляске, он горько шутит: "Вся жизнь прошла за баранкой - вот и теперь на колесах!"
УЛАНОВА И ШОЛОХОВ ГАЗУЮТ
Машины "ГАЗ-13" - "Чайка" предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях. На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, послы СССР в зарубежных странах. В подарок от Никиты Хрущева "Чайку" получили Михаил Шолохов, Юрий Гагарин, Галина Уланова, Фидель Кастро (по информации пресс-службы ОАО "ГАЗ")