В Бразилии, Аргентине и Венесуэле обозначился поиск собственной модели приспособления к вызовам глобализации, идет осмысление преимуществ "особого пути". На этом фоне своевременна инициатива Центра национальной славы России (ЦНСР) провести в Гаване представительную конференцию с участием экспертов и политиков на тему "Латинская Америка в XXI веке: универсализм и самобытность".
Конференция пройдет в рамках уже зарекомендовавшего себя как серьезная дискуссионная площадка Международного общественного форума "Диалог цивилизаций". Сверхзадача - выработать механизмы сотрудничества между цивилизационными центрами при обязательном уважении "выбора любой самой малой нации", как подчеркнул в интервью "Труду" глава попечительского совета ЦНСР Владимир Якунин.
- Не представляет ли задуманный и проводимый центром на регулярной основе форум "наш ответ" Самуэлю Хантингтону, провозгласившему "конфликт цивилизаций"?
- Не совсем верно. Насколько я понял, прочитав работу Хантингтона, этот серьезный ученый вовсе не является апологетом "столкновения цивилизаций", он только проанализировал тревожные тенденции, которые способны привести к глобальной конфронтации. В принципе даже идеологи "однополярного мира" Киссинджер и Бжезинский сейчас подкорректировали свои воззрения: они теперь вполне допускают, что "на определенном отрезке времени" возможно существование "многополярного мира".
- Почему Куба? Не ставится ли вами еще и задача методами народной дипломатии поднять отношения до прежних "братских" высот?
- Долгие годы мы исходили из того, что идеология является превалирующим фактором в международных отношениях. Это утопия. Как и утопический социализм. Международные отношения строятся на прагматизме. На взаимном доверии. Или, напротив, на недоверии. Да, мы оказывали помощь Кубе. Но тогда она обуславливалась идеологическими требованиями. По-настоящему же "братскими" отношения становятся на поле брани. Воспитываются в семье. Возникают как элемент единого духовного восприятия окружающего мира. А в дипломатии есть лишь политические или экономические интересы: они либо совпадают, либо нет. Но при этом в игру вступают и такие факторы сближения государств, как доверие, надежность партнера, мировоззренческая близость, культурное взаимопроникновение, и на этом поприще важную роль могут сыграть и такие общественные организации, как наша.
- А почему Латамерика?
- Ответ очевиден, - отвечает Якунин. - Это огромный континент с населением 700 миллионов человек, где "происходят тектонические сдвиги", где есть схожие с Россией проблемы: бедность, социальное неравенство, прессинг со стороны зажиточных стран. Латиноамериканский опыт самоценен и заслуживает изучения, равно как их взгляд на ситуацию, при которой пять шестых человечества, по сути, кормят "золотой миллиард". Не менее полезно для российских участников гаванской конференции услышать мнение о наших домашних проблемах, понять, как они видятся "со стороны", узнать, помимо прочего, как в других странах реализуется первейший принцип демократии - "любая власть всегда работает по общественному договору с нацией, по контракту с обществом".
- Вместе с тем нет нужды, да и невозможно примерить на себя чужую модель развития, хотя я лично знаю у нас высоких государственных чиновников, на рабочем столе у которых лежат книги с описанием бразильского опыта достижения экономического роста, - объясняет Владимир Якунин. - Учиться можно, но нельзя механически заимствовать. Как если бы мы объявили, что с завтрашнего дня все россияне начинают носить пончо. Но присматриваться к различным способам приспособления к экономической глобализации нужно. В том числе и в поисках единого вектора общецивилизационного развития.