РОЖЕНИЦЫ НЕ ДРОГНУЛИ

В одном из трех действующих родильных домов Иркутска случился недавно пожар. Ординаторская на

В одном из трех действующих родильных домов Иркутска случился недавно пожар. Ординаторская на втором этаже загорелась внезапно и очень быстро - к счастью, людей там не оказалось. В больнице в это время шел утренний обход, во втором акушерском отделении принимали роды, а в гинекологическом на четвертом этаже проходила плановая хирургическая операция.
Медики сразу начали эвакуацию: через приемные покои, расположенные в торцах здания, вывели 27 беременных женщин, 33 роженицы вынесли детей. Старшей акушерке роддома Людмиле Губановой пришлось спасаться через окно, потому что ее кабинет был уже отрезан от выхода стеной огня: она выбиралась на козырек над входом. Пожарные приехали быстро, отключили электричество и за 30 минут залили огонь... На четвертом этаже Елена Иванова, ассистент кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета медуниверситета, продолжала оперировать больную.
Наверное, этой бригаде пришлось тяжелее всех. Во-первых, неизвестность: доберется ли до них огонь? Анестезиологи Андрей Глинский и Лидия Князева быстро перешли на ручную вентиляцию легких. Им же самим дымный воздух мешал дышать и ел глаза. На белоснежные повязки, закрывающие лица врачей, садилась копоть. Но окна операционной решили не открывать, чтобы не увеличивать тягу, не раздувать огонь. Позже им сообщили, что пожарные тушат, что наконец потушили. А через 20 минут зажглись лампочки, заработало оборудование - в больнице запустили резервный источник питания. Операцию завершили. Рожениц и беременных развезли по другим роддомам и больницам. Врачи остались считать убытки.
Гинекологическое отделение начало работать уже на следующий день после пожара. На втором этаже роддома скоблили черный как ночь потолок, отмывали копоть, белили. Полностью выгорела ординаторская: со шкафами с историями болезней, немудреной мебелью... Эксперты решают, какой проводок мог заискрить в комнате, где не было бытовых электроприборов. А на четвертом этаже вновь шла плановая операция. И Елена Иванова опять была за работой.
Я же слушал Владимира Флоренсова, исполняющего обязанности заместителя главного врача медсанчасти. А он говорил, что все обошлось лучше, чем могло быть. Без паники. Всех сумели вывести. Флоренсов вспоминал, что капитального ремонта в больнице не было давным-давно. Что все инженерно-технические коммуникации в ужасном состоянии. Что два роддома из трех действующих в областном центре самым современным требованиям медицины уже не отвечают, а капитально отремонтированный на 8-й Советской пришлось отдать под городскую хирургию. Что резервная система электропитания в современных больницах должна включаться автоматически, а не запускаться вручную.
Вошла Елена Иванова. Я было начал говорить что-то о героизме врачей. Но хирург объяснила, что с ее стороны никакого героизма не было. Вот анестезиологам пришлось туго. А само это чрезвычайное происшествие? "Результат обыкновенного обалдуйства, потому что ремонт электропроводки, стен не проводится в срок". Роддом уже подготовили к открытию - "исключительно за счет внутренних резервов". Выгоревший блок просто "отсекли" от других отделений - когда-то еще дадут средства на его восстановление?
Покидая роддом, в котором 16 лет назад родилась и моя старшая дочь, я увидел, как на первом этаже, под лестницей Антонина Шарова, заведующая родильным отделением, перебирала обгоревшие по краям листы - смотрела, что можно спасти из историй болезни...