ЕВГЕНИЙ ЖАРИКОВ: "СЧЕТ" ВСЕГДА В МОЮ ПОЛЬЗУ

Подъезд дома, где живет народный артист России, лауреат Государственной премии Евгений Жариков, найти оказалось делом несложным. Прямо на входной двери кто-то размашисто вывел цветным мелом: "Евгений, я вас обожаю!", "Кондратьев - несбыточная мечта одинокой девушки! Поздравляю с днем рождения, желаю счастья только со мной".

- Этим просто не повезло, - смеется Евгений Ильич. - Обычно девушки подкарауливают почтальона или моих соседей, чтобы войти в подъезд. А там уже дело "техники" - поднести букет или какой-нибудь сувенир.
Поздравительных телеграмм, писем, подарков от поклонников Евгений Ильич, отпраздновавший недавно свое 60-летие, получил немало. Президент Владимир Путин отозвался о Жарикове как о романтическом герое - "добром и обаятельном, всегда готовом прийти на помощь".
- Так что приходится "соответствовать" и 60 лет воспринимать не иначе как 6:0 в мою пользу, - шутит артист.
- А как начинался "отсчет"?
- Может, с того, что мне удалось выжить: рожденных в 1941 году война не щадила. Из-за бомбежек родители отправили меня к дедушке и бабушке в деревню под Загорском. Они меня и выходили. Деревенская жизнь пошла на пользу: от деда перенял мастеровитость, а от бабушки - умение управляться по хозяйству.
Позже мне повезло, когда попал в класс, где историю преподавал Леонид Исидорович Мильграм: с ним мы дружим до сих пор. Человек высочайшей культуры и образованности, он организовал драматический кружок, который перерос в школьный театр. Отсюда все и пошло: я, наперекор родителям, считавшим, что мое место в каком-нибудь конструкторском бюро, поступил во ВГИК на курс Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Вот тоже - удача, "счет" в мою пользу.
- Первый настоящий триумф, как мне кажется, вы пережили после выхода на экраны фильма "Три плюс два", который до сих пор "крутят" по ТВ, в кинотеатрах. Чем объясняется популярность этой, казалось бы, непритязательной картины: обаянием молодых красивых актеров, состоянием влюбленности, в котором вы все пребывали?
- Фильм был поставлен по пьесе "Дикари", и на театральной сцене главных героев играли артисты старшего поколения. Автор пьесы Сергей Михалков поначалу так и настаивал, что главным героям должно быть, как говорят, "за... лет". Режиссерский талант и интуиция подсказывали Генриху Оганесяну, что простое перенесение пьесы на экран будет банально. И он стал пробовать молодых артистов: Андрея Миронова, Геннадия Нилова, Наталью Фатееву, Наталью Кустинскую и меня. Репетировали по вечерам, и действительно атмосфера влюбленности, предельной галантности к нашим девушкам сама по себе отражалась на работе: мы фонтанировали хохмами, розыгрышами, которые "ложились" на пленку. Было напридумано столько фраз, ставших потом действительно крылатыми, - чего стоила эта: "Представляешь, Джексон оказался женщиной"! Практически через 2,5 месяца комедия была отснята и вскоре вышла на экраны. Успех оглушительный. Я получал письма мешками. А ведь до этого был фильм Тарковского "Иваново детство"! И хотя комедия "Три плюс два" мне дорога, все-таки первой настоящей удачей считаю именно роль лейтенанта Гальцева в картине Тарковского. Никита Сергеевич Хрущев, посмотрев фильм, сказал: "Мы так с детьми во время войны не поступали". И "Иваново детство" ограничили в советском прокате, тогда как лента триумфально прошла по всему миру, получив 36 высоких наград. После этой роли я стал получать письма из-за границы. До сих пор помню послания дочери японского фабриканта неоновых реклам Каеко Икеды, которая была в меня влюблена. Сама она работала в турагентстве. Запомнился витиеватый, по-восточному восторженный и романтичный тон писем, в которых говорилось, что она приедет в загадочную Россию, где такие необыкновенно мужественные, талантливые, нежные, красивые мужчины, что она непременно найдет мои апартаменты (представляете, "мои апартаменты" - комнатушка), пусть даже этот путь ко мне будет длиной в тысячи и тысячи километров. Зацветший пышным цветом русско-японский "почтовый роман" решительно прервало Госкино СССР. Мою первую жену вызвали "на ковер" и спросили: "Хотите, чтобы ваш муж ездил за границу? Тогда пусть он прекратит переписку с японской капиталисткой: настоятельно советуем вам помочь нам в этом вопросе". А тут ничего не подозревающую Каеко пригласили в японское посольство на просмотр фильма "Три плюс два", и она утвердилась в чувствах и желании непременно встретиться "со своей русской любовью". Мы объяснились, она, поняв, что у меня могут быть неприятности, прислала на прощание великолепную заколку для галстука с розовой жемчужиной. Вот на такой романтичной ноте и завершился наш "почтовый роман". Хотя письма приходили и из других стран: Болгарии, ГДР... Много посланий было от наших "простых советских девушек". Но, если честно, я тогда легкомысленно относился к зрительскому обожанию, девочкам, караулящим меня всюду. Словом, пижонил...
- Вы рассказали, как Госкино однажды вторглось в вашу личную жизнь. Известно, что и другие "доброжелатели" решали творческие судьбы артистов. Впрочем, судя по роли Николая Кондратьева в фильме "Рожденная революцией", вы благополучно миновали рифы?
- Как раз с Николаем Кондратьевым никаких вопросов не возникло. Случилось другое: кинокартина "Рожденная революцией" снималась четыре года, и во время съемок Виктор Трегубович, режиссер фильма "Доверие", предложил мне роль Николая Второго. Вот тут-то и пошли подковерные интриги: Госкино, МВД, телевидение. "Какого еще Николашку, когда он играет нашего, советского, Николая?!" Мне спустили "сверху циркуляр", напомнив, что "я - положительный фонд, "герой", на которого должны равняться все советские люди, поэтому - никаких отрицательных ролей".
- Стала притчей особая зависть, ревностное отношение женщин-актрис к успеху своей коллеги. А болезненно ли воспринимаются звания, награды, творческие победы менее удачливыми мужчинами - партнерами по "цеху"?
- Мужская зависть, конечно, тоже присутствует, но, думаю, она менее изощренна. Помню, как Родион Нахапетов ерничал: "Вот тебе хорошо, сколько писем получаешь, цветочки, подарочки несут. Ты столько зарабатываешь..." Но я старался не обращать внимания на выпады коллег.
- Есть такое устойчивое сочетание: таланты и поклонники...
- Я не брюзга, но, как мне кажется, сегодня в этом больше негативного: культура формирует таланты, а таланты, в свою очередь, организуют себе поклонников. Ныне, если можно так выразиться, исчезла культура обожания, восприятия кумира. Мне не по себе от фанатов, которым неважно, что происходит на сцене: они "заводятся" от алкоголя, наркотиков... Такая толпа, сопровождающая иную "звезду", - это не слава, а соучастие в каком-то бесовском шабаше. Поэтому счастлив, когда получаю письма от своих зрителей: умные, сердечные, с размышлениями о жизни, истинной культуре...
- Отвечаете?
- Всем ответить невозможно, но если что-то зацепило, то непременно откликаюсь. К тому же я много занимался общественной работой: пришлось столько ходатайств написать! Официальных, трогательных, просительных - всяких. Ведь надо было "пробивать" для коллег квартиры, звания, ставки, какие-то другие блага. Причем такие письма научился сочинять, что почти всегда обескураживал получателя обращениями: любимый, ненаглядный, ну обрати внимание, ну так надо... а теперь изложу суть. И - срабатывало! Главное - придумать что-нибудь такое, чтобы люди улыбнулись, чтобы обращение к ним запомнилось, а в конце, чтобы и "скупая" слеза скатилась по их лицу. А вообще у меня немало писем от известных людей, собран интересный архив, но все - вразброс. Вот дострою дачу, будет у меня здесь свой кабинет, тогда все соберу - и напишу книгу: самое длинное письмо о своей жизни, встречах, сыгранных и несыгранных ролях, обо всем...