КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРА?

Почему к нам не идут инвесторы и что надо для того, чтобы они пришли? Эти не новые вопросы обсуждались на совещании в Государственной Думе. В диалоге на тему "Стимулирование инвестиционных процессов в газоснабжении" приняли участие депутаты межфракционного объединения "Российские инвестиции" и различных думских комитетов, а также представители министерств экономики, энергетики, департаментов правительства, нефтегазовых и трубопроводных компаний.

Эксперты отметили, что инвестиционной привлекательностью российская экономика не отличается. Даже традиционно благополучная газовая отрасль испытывает острый финансовый дефицит. Из-за этого тормозится реализация жизненно важных для страны проектов, связанных со стабильным газообеспечением потребителей.
- Для реализации первоочередных задач основному поставщику "голубого топлива" Газпрому в ближайшие десять лет потребуется 50-60 миллиардов долларов, а то и больше, - сказал председатель межфракционного думского объединения "Российские инвестиции", председатель подкомитета по газу Валерий Язев.- Судите сами: полтора миллиарда предстоит вложить в обустройство месторождения "Заполярное", которое должно войти в строй нынешней осенью. На 2006 год запланирован ввод газоконденсатного "Штокмановского" на шельфе Баренцева моря, а это - 18,5 миллиарда долларов. В 25-30 миллиардов долларов обойдется реализация конкурирующего со "Штокманом" по времени Бованенковского проекта и освоение группы Пур-Тазовских месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Не менее важной остается задача замены почти тысячи газоперекачивающих агрегатов, а это еще шесть миллиардов "зеленых". Плюс реконструкция действующих трубопроводов и строительство новых магистралей, на что уйдет порядка 20 миллиардов долларов...
Рассчитывать только на собственные резервы крупнейшей в мире газовой компании, к сожалению, не приходится: слишком уж велика сумма. Низкая цена на газ и высокие налоги держат газовый комплекс страны в "ежовых рукавицах". А инвесторы сюда не спешат, поскольку в ситуации, когда нет единой экономической стратегии страны и программы комплексного развития регионов, а также стабильного законодательства, обеспечивающего инвестиционные процессы, внятной ценовой и налоговой государственной политики, невозможно просчитать отдачу от финансовых вложений.
Вопрос ценового регулирования в процессе привлечения инвестиций является ключевым. Ведь цена должна обеспечивать окупаемость затрат на производство продукции. У нас этого нет. В течение многих лет цены на газ были заморожены, несмотря на их гиперболические скачки в других сферах. Это привело к перекосу топливно-энергетического баланса в сторону газа (его удельный вес в топливно-энергетическом балансе достиг 50 процентов) и к расточительному использованию самого дорогого по сути энергоресурса. Ученые посчитали: ежегодно в стране пережигается до 80 миллиардов кубометров ценнейшего топлива.
Как сказал заместитель руководителя департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО "Газпром" Иосиф Ихильчик, занижению цены на газ способствовала и недооценка основных фондов - в 4-5 раз от реальной стоимости. В ближайшее время в газпромовских подразделениях начнется кропотливая работа по их переоценке, что также найдет отражение в новых ценах на газ.
Повышение будет продолжаться вплоть до 2010 года. Если сегодня тысяча кубометров на внутреннем рынке стоит 17-19 долларов (на мировом она переваливает за сто), то в 2010 году планка поднимется до 55. Но даже в этом случае газ будет оставаться наиболее дешевым видом топлива в России.
Проблема коррекции цен не осталась без внимания государственных структур. В последнее время Федеральная энергетическая комиссия принялась их повышать по нескольку раз в год, еще больше отпугивая потенциальных инвесторов. Логика подсказывает, что цены должны изменяться не чаще одного раза в год, причем до принятия бюджета на предстоящий период. И информировать об этом надо заранее, чтобы все заинтересованные стороны могли к этому своевременно подготовиться.
Но даже если решится вопрос цены, ожидаемого инвестиционного результата не получится, пока не будет приведена в порядок налоговая система государства. До сих пор у нас нет законодательства, регулирующего экспортную пошлину (а ведь она составляет 25 процентов федерального бюджета) и - о прибыли. А отсутствие правовых норм приводит к частым и необоснованным колебаниям налоговых ставок, что становится еще одной преградой на пути не только иностранных, но и отечественных инвестиций.
- Экспортные пошлины у нас меняются в режиме одной ночи, - сетует начальник главного бюджетного управления компании ЮКОС Галина Антонова.- А это ни много ни мало - 20-30 процентов выручки. Что останется на руках у производителя после уплаты налогов,- непонятно. Инвестор не в состоянии предугадать, каким будет результат инвестиций.
С тем, что инвестиционная составляющая нуждается в защите, согласились практически все эксперты. Ведь из-за ее "незащищенности" российский бюджет теряет сотни миллиардов рублей.
В ходе обсуждения прозвучало довольно интересное предложение не отдавать инвестиционную составляющую хозяйствующим субъектам, а консолидировать ее в руках государства, которое будет определять, куда ее лучше направить. Все это должно происходить в рамках закона. Поэтому так необходимо принять блок законодательных актов, который будет сопровождать все процессы, происходящие в базовом секторе экономики страны.
Анализ показывает, что Россия экономически выиграет, если наряду с повышением цен на газ будет снижено бремя налогов на отрасль. Не хочу слишком утомлять читателей цифрами, отмечу лишь, что в этой ситуации у предприятий появится прибыль на развитие и создание новых производственных объектов (а это - дополнительные налоговые источники), на развитие социальной сферы и освоение новых минерально-сырьевых баз.
Сегодня развитием ресурсной базы занимается только Газпром. Независимые производители газа зачастую экономически не в состоянии этого делать, поскольку первоначальные вложения в освоение и разработку месторождений значительно превышают последующую отдачу. Объясняется это прежде всего низкой платежеспособностью внутреннего рынка. Долги потребителей достигают астрономических размеров. Экономика Газпрома, например, поддерживается за счет экспортных поставок, доля которых составляет 40 процентов от общих объемов продаж. Независимые производители газа выхода на внешний рынок практически не имеют, а значит, не имеют и основательной тенденции к выживанию. В сложившихся условиях любой газопроизводитель в целях самосохранения и дальнейшего развития должен экспортировать порядка 36 процентов добываемого "голубого топлива". Реально выйти на внешний рынок можно только через газотранспортную систему Газпрома.
Как получить доступ к трубе, какие тарифы должны действовать, какие условия и требования выполняться - на эти вопросы постарались ответить участники совещания.
Подводя итоги диалога, В. Язев сказал:
- На протяжении многих лет газовая отрасль остается страховочной системой страны. Но непродуманная ценовая и налоговая политика государства, отсутствие эффективного законодательства и макроэкономических условий для привлечения инвестиций создают опасность для Газпрома и других компаний, занимающихся газодобычей. Поэтому "страховка" в любое время может дать сбой.
Наша задача - выработать единые подходы к совершенствованию законодательства в области газоснабжения, а также своевременно подсказать правительству пути решения наиболее острых проблем.