ИРИНА ХАКАМАДА: МЫ ЖЕ ВСЕ - ЛЕВШИ

На днях министр по антимонопольной политике Илья Южанов заявил, что развиваться малому бизнесу в России мешают высокие налоги и обнаглевшие бюрократы. Законопроект о дебюрократизации уже разработан правительством. Но, конечно, этого явно маловато для полноценного развития предпринимательства. Что необходимо еще? Своими соображениями на этот счет с читателями "Труда" поделилась вице-спикер Государственной Думы Ирина ХАКАМАДА.

- Что конкретно мешает российскому малому бизнесу твердо встать на ноги?
- Уже 10 лет в России пытаются выстроить экономическую демократию. Результат очевиден - продвижение нулевое. Я считаю, что у нас в стране наблюдается хронический, плавно текущий экономический кризис в силу того, что отношение правительства и части Госдумы к малому бизнесу ошибочное. Большинство политиков воспринимают эту сферу экономики в качестве налогоплательщика наравне с крупными фирмами. То есть когда мы говорим о равных экономических условиях развития для всех предприятий, мы фактически убиваем малый бизнес.
С моей же точки зрения, его стимулирование необходимо отнести к разряду стратегических приоритетов государства. Ведь цель и задача очевидны - создание новых рабочих мест. Речь идет прежде всего о социальной функции, а не о том, чтобы обеспечить бюджет деньгами. Так как малый бизнес просто не может ни платить больших налогов, ни содержать дорогую бухгалтерию.
Во всех странах, которые успешно провели экономические реформы на благо народа, эта констатация уже стала не просто правилом, а аксиомой. Главная задача таких государств - стимулировать малый бизнес, чтобы он плодился и максимально обеспечивал мобильность рабочей силы. В том случае, если в стране работает большое количество малых фирм, любой из нас сможет в любое время найти себе работу. Всем известно, что в крупную фирму попасть не так уж и легко. Попробуйте прийти туда с улицы и устроиться на работу. Шансы минимальны. В малом бизнесе все наоборот...
- И вот правительство решило обратить внимание на развитие малого предпринимательства в России...
- Пока в принципе ничего не меняется. Да, принимаются какие-то федеральные программы, однако на них выделяются буквально копейки. Хотя прогресс все же есть. На развитие малого предпринимательства в бюджете было выделено 90 миллионов. Но одно дело - прописать это строкой в бюджете и совсем другое - получить средства реально. Получается, что малый бизнес является вынужденным объектом, на который правительству приходится обращать внимание. Но приоритетным направлением экономической политики он так и не стал.
- Что нужно сделать государству, и в частности правительству, чтобы стимулировать развитие малого бизнеса?
- Во-первых, нужно максимально систематизировать все законодательство, пересмотреть его и создать модель легализации доходов. При этом необходимо разработать стимулирующую налоговую систему - принять принципиально заниженную ставку с учетом региональных особенностей.
Во-вторых, власть должна понять, что для нормального функционирования малого бизнеса ему необходимо покрыться каким-то "жирком". Поэтому необходимо введение "налоговых каникул" как минимум на два года. Тут же появляются возражения - в таком случае через эти фирмы начнут отмывать деньги и ничего в бюджете оседать не будет. Но ведь и так все отмывается, но при этом и рабочих мест нет.
На самом деле это очень принципиальный вопрос. Все, кто нами руководит, должны понять, что стабильный малый бизнес - это и создание среднего класса, и формирование коммерческой традиции ведения бизнеса, и решение проблемы занятости молодежи. И лишь в последнюю очередь необходимо думать о сборе с этих фирм каких-то налогов в бюджет. Сейчас психология у наших политиков совсем другая - как бы обобрать, как бы потрясти за шкирку.
- А почему, на ваш взгляд, не меняется психология чиновничества?
- Наша экономическая и политическая элита была сформирована в условиях переходного периода в России. Все усилия сейчас сконцентрированы на развитии крупного предпринимательства. Элита не воспринимает малый бизнес в качестве адекватного цивилизованного партнера. А само общество развивается быстрее. Все дело в конкуренции, которая заставляет прогрессировать.
Конкуренции же в политической элите никакой нет. Извините меня, но ведь мы практически перебираем одну и ту же колоду. Если туда и проникают новые люди, то речь идет об одиночках. Вот я, например, пришла из малого бизнеса и сделала карьеру в политике. И что? Как белая ворона. Все те идеи, связанные с развитием малого бизнеса в России, которые сегодня рассматривает правительство, я предлагала еще 1997 году. Нужно ограничить лицензирование, упорядочить проверки (сколько раз можно проверять и по каким критериям), упростить инструкции, которые сегодня описаны на метрах бумаги, создать условия для единой регистрации в одно окно и развивать ипотечное кредитование. Но тогда все это воспринималось в штыки. Теперь начинаем наконец медленно двигаться.
- Недавно вы заявили, что если бы малому бизнесу в России была открыта зеленая улица, то мы получили бы удивительное по разнообразию огромное количество талантов...
- На самом деле в ХХI веке индивидуальные технологии и вообще индивидуальность постепенно выйдут на первое место... Вы посмотрите на Европу. Огромное количество индивидуальных магазинов и ресторанчиков. То же самое происходит в азиатских странах.
Россия все же является европейской страной. Давайте вспомним наше купечество. Каждый отдельный магазин был как песня. У каждого ресторана была своя история. Это наша культура. Мы ведь все "левши". Нам легче подковать блоху, чем создать стандартное предприятие. К сожалению, эту традицию мы забыли. Советский Союз ее убил. Он уничтожил индивидуальную инициативу человека. Именно малый бизнес призван возродить утерянное. Даже уже сегодня, когда вы приходите в маленькое частное ателье, то сразу замечаете, что и качество другое, и обслуживание на уровне. Вновь начали дорожить клиентом. Конечно, Россия нуждается и в больших предприятиях, но о крупном бизнесе мы не забываем, а вот малым бизнесом пока пренебрегаем.