Главная Культура 18:25 23 Февраля 2015 2629
«Хованщину» лишили слова

Зато оркестр в великой опере звучал так, как и Мусоргскому не мечталось

Сергей Бирюков

В столичную афишу после долгих лет отсутствия вернулась одна из двух великих опер Мусоргского: театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поставил «Хованщину». Причем сделал это с петербургско-екатеринбургским акцентом. Что это значит и насколько органичным вышло действо – рассказывает «Труд».

В том, что сценическая судьба «Хованщины» тернистей, чем ее собрата «Бориса Годунова», ничего удивительного: оперу о царе-детоубийце Мусоргский закончил и даже успел поставить в Мариинском театре, работу же над «народной музыкальной драмой» об эпохе стрелецких бунтов XVII века прервала на завершающей стадии (уточнение деталей финальной сцены, оркестровка клавира) безвременная смерть композитора в 1881 году. До Мариинского и Большого театров опера дошла в доработке Римского-Корсакова лишь в 1912 году, на два-три десятка лет позже «Бориса». И в последующем ее судьба сильно зависела от редакторов партитуры. После 1958 года у Корсакова появился конкурент – Шостакович, чья редакция в основном заключалась в оркестровке оригинального клавира Мусоргского (в котором Корсаков многое «пригладил» в отношении гармонии и мелодики, а то и сократил). Так сложилось, что эту версию полюбили в Ленинграде-Петербурге – городе Мусоргского и малой родине Шостаковича, а Москва держалась за корсаковскую версию. И вот первопрестольная услышала «подлинного Мусоргского».

Конечно, эта подлинность тоже относительна. Например, знаменитое вступление «Рассвет на Москве-реке». Такое впечатление, что музыка стала не прихотливей, а наоборот, проще, переходы – рубленней и контрастней. А тембры (в частности, челеста, которой при Мусоргском просто не существовало) настолько шостаковичевские, что кажется, будто сейчас начнется не классическая русская опера, а какой-нибудь фильм «Овод» (помните знаменитый романс Дмитрия Дмитриевича оттуда – по популярности он вполне поспорит с «Рассветом» Модеста Петровича). А то и оперетта «Москва, Черемушки».

Впрочем, музыкальной яркости оттого не убыло. Все хиты – мистическое гадание раскольницы Марфы, ее же щемящая песня «Исходила младешенька», ее же мучительно-прекрасное объяснение в несчастливой любви к гуляке-княжичу Андрею Хованскому, мощные хоры стрельцов и старообрядцев, едко ироничные сцены с подьячим писарем – на месте. И, как правило, срывают аплодисменты публики. Беда в другом: отчего-то словесный текст на 80-90 процентов неразборчив. А он у Мусоргского едва ли менее важен, чем музыка: Модест Петрович, либреттист своих опер, был блестящим литератором, знатоком старого русского языка, мастером речевых портретов героев. Возможно, это просчет дирижера-постановщика Александра Лазарева? Известный специалист по русской опере, он, похоже, увлекся оркестром, а о певцах слегка забыл. Во всяком случае, в те редкие минуты, когда инструменты замолкали, оставляя вокалистов один на один с залом, все доходило до слуха.

В сцене расправы над стрельцами их алые кафтаны, придуманные художницей Марией Даниловой, сливаются в единый кровавый фон. Фото автора

Но в целом заслуга дирижера, а также и режиссера Александра Тителя – в достижении особой непрерывности музыкального и сюжетного действия. Даже декорации здесь практически не меняются – мы все время видим одно и то же условное пространство, некий огромный терем весьма аскетической архитектуры, символизирующий и палаты князей, и Красную площадь, и скит старообрядцев. Опера в классическом смысле превратилась в мистериальное действо, апофеоз которого – в финальном самосожжении старообрядцев: под вихри струнных трелей и грозную «трубу предвечного» (чем это слабее мирового пожара в «Кольце нибелунга» Вагнера?) свет гаснет, и остается только мерцание поминальных свечей, театральным чудом возносящихся к черному небу. Убедительный конец драмы, подчеркивающий ее главный смысл: народное существование на Руси беспросветно, любая власть – стрелецкий ли начальник, духовный ли владыка, молодой ли царь-реформатор – идет к своим целям по людским головам, и противиться этому можно, лишь самим уйдя с грешной земли.

Если говорить об отдельных ролях, то наиболее впечатлил своим ярким басом и точно сыгранной кичливой статью Андрей Валентий (глава стрельцов Иван Хованский). На месте – и броский тенор Наджмиддина Мавлянова (Хованский-сын), и остро-характерный голос Чингиса Аюшеева (подьячий), и экспрессивный баритон Алексея Шишляева (Шакловитый)… Что до старообрядца Досифея, то он, в противоречии с традицией, вышел у Дмитрия Степановича не благообразным старцем, а этаким провокатором-Гапоном – что, возможно, исторически вернее. Впрочем, вряд ли режиссеру Тителю стоило доводить этот смысловой мотив до степени пошлости: его Досифей-Гапон даже не делает вид, что духовно окормляет мятущуюся Марфу, а впрямую лапает ее, раздевает и тащит за сцену. Сама же Наталья Зимина (Марфа) всем вышла – статью, красотой, только голос ее однообразен и не передает громадного диапазона от темной, отчаянной мистики до фанатичной любви и устремления к небу – того, чем брали великие исполнительницы этой знаменитой партии: Архипова, Синявская, Образцова...

Опера в версии станиславцев имеет еще несколько отличий. В знаменитой пляске персидок добавлена игра восточных инструментов – дудука, кеманчи, уда (лютни) и кануна (гусель), что правда, не компенсирует невыразительности танца. Так и хотелось пересмотреть старый фильм с Майей Плисецкой, исполняющей классическую хореографию Сергея Кореня. А в конце присочинено тишайшее женское соло-плач из хора. Автор этой «дополнительной минуты» – известный екатеринбургский оперный композитор Владимир Кобекин. Штрих, не диссонирующий со стилем Мусоргского, хотя, честно скажем, совершенно необязательный. Возможно, это дань Александра Тителя городу, где он делал свои первые яркие режиссерские шаги и откуда совершил четверть века назад бросок в Москву. Что-то вроде подписи художника в углу картины.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9432
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7134
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?