- Павел Игнатьевич, если я не ошибаюсь, феномен гипноза был известен еще жрецам Древнего Египта...
- Верно. И уже тогда использовался как эффективное лечебное средство. В различных исторических хрониках сохранились свидетельства "чудесного исцеления" с помощью "одного лишь взгляда" жреца слепых, парализованных, потерявших дар речи. Поскольку понятных для себя объяснений этим "чудесам" люди не находили, приписывали их сверхъестественному, запредельному.
- Но разве это не так, и гипнотические свойства воздействия на психику не удел избранных?
- Это ошибочное мнение. Гипнозу можно обучиться. Надо только захотеть. Конечно, желательно, чтобы была какая-то природная к тому предрасположенность, умение общаться с людьми, воздействовать на них словом. А также - медицинское образование.
- А вы сами где и у кого учились?
- Я начинал в 20-х годах. Тогда о гипнозе много говорили. Модное было "течение" в медицине. Им увлекались академик Бехтерев, позже - Иван Петрович Павлов, наш знаменитый физиолог... Окончив в Ленинграде медицинский институт по специальности психотерапия, я полностью посвятил себя изучению гипноза. Создал первый в стране гипнотарий - специализированный лечебный кабинет, вся обстановка, антураж которого придавали, я бы сказал, дополнительный успех проводимым в них сеансам. "Заболел" же этой профессией еще в детстве, когда с помощью бабушкиного "заговора" избавился от бородавок. Все сделал, как она велела: пошел в полнолуние на то место в деревне, где скрещивались дороги, воткнул в центр круга прут, три раза плюнул через плечо... Спустя пару дней бородавки сошли. А я задумался: ну в самом деле, не колдовство же? Когда вырос, понял - все дело в самовнушении.
- 20-е годы - смутное время в России! Вас не преследовали за то, что занимались "таинственным", "бесовским"?
- Слава Богу, чаша сия миновала! Но, в сущности, что такое гипноз? Та же психотерапия. А она во все времена, тем более в смутные, актуальна.
- Тогда еще в памяти многих людей были свежи "сеансы" Григория Распутина, как говорили, "загипнотизировавшего всю страну во главе с царем". Вас они не заинтересовали?
- Нет сомнений, что Распутин владел гипнозом, хотя вряд ли сам сознавал это. Известно же, что образованием, как и культурой, Григорий Ефимович не блистал. Но умело пользовался своим воздействием на окружавших его людей - в большинстве болезненных, зачастую одиноких и потому особенно нуждающихся в участии.
- Однако, если судить по исторической литературе, он умудрялся поднимать с постели смертельно больных, возвращал паралитикам способность двигаться. Одним внушением вряд ли добился бы этого!
- Вот вам пример. В свое время ко мне в гипнотарий привезли в инвалидной коляске молодого мужчину - у него отказали ноги. Как я выяснил, случилось это после того, как его малолетний сын, купаясь в озере, чуть не утонул. Отец бросился на помощь, но сам пошел ко дну. Их спасли оказавшиеся рядом спортсмены. Мальчик, как ни в чем не бывало, встряхнулся и побежал дальше играть. А у отца от пережитого шока отказали ноги. Где и чем он только не лечился, прежде чем попасть ко мне. Осматривая его, я не нашел никаких органических повреждений, заболевание было чисто функциональным, попросту говоря, на нервной почве. Потребовалось несколько сеансов гипноза. Наконец, в очередной раз усыпив мужчину, я заставил его в таком состоянии встать и пойти. Как только он сделал первые шаги, я скомандовал: "Проснись!" Он очнулся, увидел, что крепко стоит на своих двоих, засмеялся и, оттолкнув ставшую ненужной коляску, отправился в палату... Как видите, "чудеса" с "паралитиками" довольно легкообъяснимы.
- А что скажете о Вольфе Мессинге?
- Я встречался с Мессингом, бывал на его сеансах. Хороший иллюзионист, мастер в своем деле!
- Это правда, что он владел телепатией?
- Я не один год занимался изучением этого вопроса и пришел к выводу, что передача мыслей на расстояние в принципе невозможна. В особой лаборатории вместе с профессором Герасимовым, специализировавшимся на изучении телепатии, мы провели сотню, нет, тысячу экспериментов. Были удачные результаты, не без этого, но всего в 20 процентах случаев. Это очень мало в науке. Более того, стремясь постигнуть природу телепатии, я внимательно следил за Мессингом во время его выступлений, сам научился проделывать то же самое. Смею вас заверить: когда маэстро просил кого-то из зрителей найти некий спрятанный им предмет или выполнить какое-то задуманное им действие, речь шла отнюдь не о "чтении чужих мыслей". Держа испытуемого за руку, иллюзионист воздействовал на него с помощью идеомоторных импульсов. Правильно выполнялись его мысленные команды - импульсы были поощрительные, неправильно - задерживающие. Вот и вся "телепатия". Справедливости ради замечу, что мне она давалась несколько хуже, чем Мессингу.
- А вам попадались люди, гипнозу вообще не подвластные?
- Таковых на самом деле очень мало, процента четыре от всего населения, из которых два - те, кто попросту избегает встреч с психиатром, убеждая себя и других в том, что он "невнушаем". Легче работать с людьми творческих профессий, которые отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, чем с "мыслителями", привыкшими поверять "гармонию алгеброй". Была у меня одна пациентка. Она перестала видеть после того, как на ее глазах упал самолет, в который за несколько минут до того проводила своего мужа. Все пассажиры, и он в том числе, остались, к счастью, живы, но женщина от внезапного сильного потрясения ослепла. Два года ее водили по разным врачам. Тщетно. Она уже никому не верила. О чем, попав ко мне, решительно и заявила. А через час... прозрела. Мне удалось ее усыпить, снять под гипнозом все страхи, а с ними и чисто нервную, функциональную слепоту.
- В начале нашей беседы вы сказали, что любой человек при желании может овладеть искусством лечить с помощью гипноза. То есть появившиеся в последние годы многочисленные экстрасенсы и так называемые народные целители действительно могут благотворно влиять на тех, кто приходит на встречи к ним?
- Отрицать их помощь страждущим было бы неправильно. Коль идут к ним люди - стало быть, обладают способностью к внушению. Другое дело, что зачастую тем и ограничиваются, вместо того чтобы пополнять знания на медицинских семинарах.
- Однако к ним идут охотнее, чем к медикам!
- Потому что среди моих молодых коллег встречаются, увы, не слишком утруждающие себя вниманием к пациентам врачи. А гипнотические сеансы требуют большого усердия и немалых физических (не говоря уже о психологических) усилий. Экстрасенсы свои встречи проводят, как правило, в больших залах - на несколько сот и даже тысяч человек - и очень умело используют массовость. Слышали, наверное, об "эффекте толпы"? Попадая в людскую гущу, человек заряжается царящими в ней настроениями, ему передается общий психоз или общее ликование - в зависимости от ситуации. Все достаточно просто.
- Вы отметили недавно свое 86-летие, но продолжаете читать лекции, практиковать в Институте резервных возможностей человека. Кстати, с какими проблемами чаще всего обращаются к вам сейчас люди?
- Больше всего среди нынешних пациентов желающих избавиться от наркотической или алкогольной зависимости. И всегда я начинаю с того, что объясняю: избавиться от пристрастия к этим чрезвычайно пагубным для организма привычкам можно только в одном случае - если сам человек настроен на лечение, верит в него. К сожалению, таких среди нарко- и алкоголезависимых меньшинство... А то, что я, несмотря на возраст, продолжаю работать, - в этом главный смысл моей жизни и главное лекарство!