Похоже, национальное польское кино выигрывает соперничество с западным за расположение зрителей. В прошлом году 15 миллионов зрителей посмотрели польские фильмы, принесшие 60 процентов доходов в кассы кинотеатров. Впервые за последнее бурное десятилетие творения отечественного кинематографа превзошли по популярности американскую продукцию
Ведущая газета страны "Речь Посполита" разразилась по этому поводу большой статьей под смелым заголовком "Хоффман и Вайда выиграли у Голливуда". Два фильма старых мастеров - "Огнем и мечом" Ежи Хоффмана, завершившего экранизацию знаменитой исторической трилогии Хенрика Сенкевича, и "Пан Тадеуш" Анджея Вайды, снятый по одноименной поэме Адама Мицкевича, намного превзошли по кассовым сборам голливудский "Титаник". Они внесли перелом во взаимоотношения польского зрителя с отечественным кино. Премьеры этих кинолент были "раскручены" до уровня общенациональных событий. Подогрела атмосферу весть о том, что в марте этого года впервые польский кинорежиссер может получить "Оскара": 74-летний Анджей Вайда, как ожидают поляки, будет столь высоко отмечен за свое многолетнее кинотворчество.
Последний его фильм только за первый месяц проката поставил рекорд кассовых сборов, принеся своим создателям 13,8 миллиона долларов, что в четыре раза превысило расходы на производство ленты. "Пан Тадеуш", очевидно, станет серьезным конкурентом для предыдущего польского рекордсмена - фильма Хоффмана "Огнем и мечом", прокат которого уже собрал 24 миллиона долларов.
Хотя скептически настроенные критики предрекают, что раньше или позже праздник польского кино закончится, что средние и слабые отечественные фильмы будут исчезать через несколько дней показа из репертуаров кинотеатров, оптимисты все же надеются, что атмосфера праздника не затуманится, так как кинематографисты вернули внимание своего зрителя. Невероятный кассовый успех лент старых мастеров обострил аппетиты их нынешних коллег, которые, как и инвесторы, уже не боятся браться за высокобюджетные картины. В последние месяцы запущено в производство пять новых польских фильмов, бюджеты которых колеблются от 2,5 до 12 миллионов долларов. Поняв, что в Польше на кинобизнесе можно заработать, ищут свой интерес крупные частные фирмы и банки, уловившие перелом в настроении публики: польский зритель пошел на свое кино.
Взрослых толкает в кинотеатры желание увидеть киноверсии некогда читанных произведений, а для молодых это не только первая встреча с отечественной продукцией, но и с польской историей на экране. Ажиотаж вызвал некогда популярный сериал "Четыре танкиста и собака", демонстрируемый сейчас по государственному телеканалу. Впрочем, словосочетание "некогда популярный" не совсем точное. Нынешнее молодое поколение не было знакомо с экипажем танка "Руды 102" и их неразлучным четвероногим другом - собакой Шариком. Показ сериала в утренние часы привел к срыву занятий во многих школах. По просьбе школьных директоров и родителей демонстрация фильма была перенесена на вечернее время.
Необыкновенный интерес молодых зрителей к фильму возмутил... организацию ветеранов борьбы за независимость Польши. Они потребовали прекратить показ картины, которая якобы "лживо передает историю", является "продуктом коммунистической пропаганды", "одурманивает" молодежь. Телеканал не уступил нажиму, аргументируя демонстрацию фильма тем, что его смотрели многие поколения поляков и выдаваемый за "фальшивый" образ истории не мешает им жить так, как они считают нужным.
Спустя тридцать лет продолжит свои шпионские похождения капитан Клосс: этой весной режиссер Владислав Пашковский начнет съемки продолжения известного фильма "Ставка больше, чем жизнь". Правда, возник конфликт по поводу авторских прав на образ героя картины между сценаристами - его "основоположниками" и нынешними драматургами. Но эти трения выглядят маргинальными в свете вспышки интереса польского зрителя к национальному кино. И, будем надеяться, новые приключения капитана Клосса станут популярными и в России.