- Из шести братьев сейчас в Гудермесе двое, я и мой старший брат Сулим Ямадаев, бригадный генерал Ичкерии. Кстати, звание бригадного генерала присвоено Асланом Масхадовым и другому моему старшему брату - Халиду. Но он живет в Биное. Всего под ружьем у нас сегодня около 300 вооруженных бойцов. Все они рассредоточены по своим домам, но, когда нужно, по команде становятся в строй.
- Но, согласитесь, ситуация странная. Город и район от боевиков освобождены, на территории действуют российские законы. Обстановку контролируют федеральные войска и милиция. И вместе с тем существуют ваши вооруженные формирования. Чем это можно объяснить?
- Когда мы без боя сдавали город, с федеральным командованием - а именно с генералом Геннадием Трошевым и заместителем директора ФСБ Германом Угрюмовым - была достигнута договоренность о том, что отряд станет одним из подразделений ОМОНа или СОБРа. Нас нельзя разоружать, потому что мы были и остаемся реальной чеченской силой, противостоящей боевикам-ваххабитам, с которыми у нас давние счеты. Полтора года назад, когда мы, братья Ямадаевы, выгнали боевиков из города и района, в решаюшем бою погибло 128 ваххабитов. Этого нам ни Хаттаб, ни Шамиль Басаев никогда не простят. Да мы в никаком прощении и не нуждаемся. Свой выбор мы сделали окончательно.
Кстати, вот письмо Басаева, которое поставило точку в наших взаимоотношениях. Читайте: Шамиль благодарит моего брата Халида за то, что он со своим отрядом поддержал его при захвате Грозного в 96-м году. Но вместе с тем выражает недовольство, что мы, братья Ямадаевы, отвернулись от него и стали преследовать раскольников-ваххабитов. В письме Басаев выдвигает ряд условий, невыполнение хотя бы одного из которых означало бы войну между нами. Он так и пишет: "Невыполнение хотя бы одного из этих условий означает войну. И пусть у нас не будет посредников. Аллах нам судья!"
Халид ответил Басаеву: "Шамиль, мы не хотели войны с тобой, но если ты ее хочешь, то войну получишь".
- Что ж, это дело прошлое. Сейчас-то в Гудермесском районе есть кому защитить население. Зачем в таком случае ваш отряд?
- Вы глубоко заблуждаетесь. Как только федералы ослабят свой контроль, боевики спустятся с гор и попытаются захватить Гудермес. От этого шага их удерживает лишь присутствие в городе нашего отряда - с братьями Ямадаевыми они ссориться, несмотря ни на что, не хотят. А так называемая милиция, набранная в Гудермесе... Я всех их хорошо знаю. Разбегутся, если в городе появится хоть один настоящий боевик. Они всегда были приспособленцами - и при Дудаеве, и при Масхадове. Ошибка федералов, я считаю, в том, что они дали власть не тем людям. Взять хотя бы так называемого мэра Гудермеса Гедамиеву. При Дудаеве она провозглашала здравицу Дудаеву, при Масхадове - Масхадову, а теперь верноподданически склоняется перед федеральными властями. Гудермесцы знают, что ей верить нельзя. В скором времени в этом убедится и федеральная власть.
Хотя мы, братья Ямадаевы, уже не занимаем официальных постов, сила в и влияние на население у нас сохранились. Люди обращаются к нам с различными просьбами, зная, что наше слово не расходится с делом.
- Но, согласитесь, такое двоевластие долго продолжаться не может.
- Ну что ж, если договоренность при добровольной сдаче города будет нарушена, мы все 300 человек уйдем из района. Но не к боевикам, в горы, а - за границу, в Турцию или Саудовскую Аравию. Но имейте в виду: боевиков в горах не 5 - 7 тысяч, как уверяют федеральные командиры, а куда больше. И если они узнают, что мы из Гудермеса ушли, будет беда. Вот увидите.
- А что вас развело с Масхадовым и Басаевым? Ведь ваш брат Сулим одно время даже был начальником контрразведки у Хаттаба.
- Нас обманули. Говорили: Россия слаба, у нее даже не хватит горючего довести войска до Чечни, а с помощью Запада мы сможем создать процветающее государство, где все будут жить, как в раю. Но все это оказалось блефом. Обмануты не только мы, братья Ямадаевы, но и весь чеченский народ.
КОММЕНТАРИЙ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ФСБ ПО ГУДЕРМЕССКОМУ РАЙОНУ ПОДПОЛКОВНИКА СЕРГЕЯ НОСКО:
- Проблема, поверьте, очень серьезная. Конечно, по оперативным соображениям занять Гудермес без боя было большим делом. И молодец генерал Трошев, что пошел на переговоры с братьями Ямадаевыми. Но вот беда: расхлебывать сложившуюся ситуацию, когда в районе оказалось довольно мощное незаконное вооруженное формирование, приходится нам, спецслужбам и правоохранительным органам.
Надо иметь в виду, что Ямадаевы разошлись с Масхадовым и Басаевым только в отношении экстремистского религиозного течения ваххабизма. Во всем остальном это такие же боевики.
По сути, братья Ямадаевы ведут торг по вопросу о власти. В течение ряда лет они в интересах тейпа Биной держали в руках весь Гудермесский район. Хотят контролировать его и сегодня. В какой форме - неважно, пусть даже под эгидой федеральных властей. Братья Ямадаевы хотят одного - оторвать хоть какой-то кусочек от властного пирога. Требуют особых льгот и привилегий, в частности сохранения своего незаконного вооруженного формирования.
Естественно, мы на это пойти не можем. Ведь таких незаконных формирований в Чечне, прямо скажу, великое множество. Во всяком случае, во всех населенных пунктах, которые сданы без боя. И налицо двоевластие. Рядом с законной, российской властью существуют полулегальные структуры, которые имеют немалое влияние на людей.
Ситуация, будем откровенны, пиковая. И требует решительного вмешательства центра.