Электронные устройства могут открыть перед детьми целый мир, но куда чаще они его закрывают
Детский омбудсмен Павел Астахов призвал запретить учащимся пользоваться в стенах школ личными гаджетами с доступом в интернет. По его уверениям, вместо того чтобы учиться мыслить и впитывать знания, школяры используют мобильные устройства как шпаргалки или просто играют.
Возможно, омбудсмен прав, предлагая найти управу на оболтусов с гаджетами. Но можно ли это сделать, используя простые запреты? Ритм ускоряющейся жизни до неузнаваемости меняет привычные вещи. На днях таблоид Daily Mail сообщил, что первым словом каждого восьмого малыша в Туманном Альбионе является не «мама», а «планшет». А по оценке аналитического агентства Common Sense Media, 38% детей в США в возрасте до двух лет постоянно общаются с планшетами или смартфонами. Если же говорить о детях школьного возраста, то среди них доля постоянных пользователей мобильными устройствами за пятилетку выросла почти вдвое — с 38 до 72%.
Но ведь время, отведенное на посещение школы, должно быть потрачено на учебу. К тому же директор, завуч и классный руководитель отвечают за безопасность и здоровье подопечных, пока те находятся в стенах образовательного учреждения. В реальности же получается, что дети, пользуясь тайком на уроках и открыто на переменах мобильными устройствами, вместо занятий и отдыха зависают в интернете. Павел Астахов предложил самый простой и радикальный способ: нет мобильного устройства — нет и проблемы.
Скептики тут же принялись разбирать инициативу по косточкам. Мол, кто ответит за хранение дорогостоящих устройств, кто и как будет осуществлять контроль за соблюдением запрета, что делать, если в случае возникновения экстренной ситуации родители не смогут оперативно связаться с ребенком — и т. д. и т. п. Можете считать меня ретроградом, но мне кажется, что все вышеперечисленное не более чем отговорки.
Электронные устройства могут открыть перед детьми целый мир, но куда чаще они его закрывают. Для подавляющего большинства представителей подрастающего поколения планшеты и смартфоны — это не инструменты познания, а банальные игрушки с ярким экраном, в которые они погружаются с головой. И перестают не только воспринимать знания, но просто реагировать на внешние раздражители.
Американская академия педиатрии считает, что использование электронных устройств детьми может им только навредить. В докладе, датированном еще 2013 годом, особо подчеркивалось, что приобщение детей в возрасте до двух лет к мультимедийным устройствам опасно для их развития. А главным врагом в этом смысле назывался интернет.
А ученые из Бостонского университета медицины провели сравнительное исследование и выяснили, что чем раньше планшеты и смартфоны попадают в руки детей, тем хуже они влияют на их развитие. Активное использование гаджетов ведет к отрешенности от внешнего мира. Таким детям практически неведомы очень важные человеческие чувства, например, сопереживание и сострадание. Наблюдаются и явные проблемы с моторикой пальцев, хуже развивается речь. Наконец, у детей, которые с пеленок «работают» со смартфонами, напрочь отсутствуют воображение и образное мышление, а ведь это страшная патология!
А как быть с самым сильным аргументом апологетов технического прогресса насчет интернета как неисчислимого вместилища знаний всего человечества? Легкий доступ к Сети действительно позволяет быстро находить любую интересующую информацию, но при этом совершенно отбивает всякую охоту к обучению. Зачем что-то запоминать, если всегда и везде можно произнести волшебную фразу «О’кей, «Гугл...».
P.S. При этом исследователи и ученые убеждены в том, что проблемы неправильного использования электронных устройств детьми кроются в неспособности родителей объяснить своим чадам, зачем на самом деле нужен телефон или планшет. А раз с этой задачей не справились дома, то пытаться что-то исправить в стенах школы уже поздно.