Девиз предпринимателя Сергея Мальцова: российская промышленность должна работать не хуже иноземной
По сравнению с Морозовыми, Рябушинскими, Демидовыми династия Мальцовых не столь известна, однако именно представители этого дворянско-купеческого семейства создали в ХIХ веке уникальную для России «промышленную автономию».
Государство в государстве занимало около 2000 кв. км на стыке Калужской, Смоленской и Орловской губерний. На этих принадлежавших им громадных территориях Мальцовы строили заводы, поселки со школами, больницами, клубами, прокладывали железные и шоссейные дороги. Они даже выпустили в обращение собственные денежные знаки, которыми пользовались более 100 тысяч человек.
«Мальцовская эпопея» началась с производства стеклянных и хрустальных изделий. Основатель дела, Василий Мальцов, еще в 1745 году построил первую стеклоделательную фабрику в Подмосковье, неподалеку от Можайска. Однако укорениться здесь не удалось: для стеклоплавильных печей требовалось много дров, а в 1747 году Сенат издал указ, согласно которому все «энергоемкие» производства должны располагаться не ближе чем за 200 верст от Первопрестольной.
Пришлось Мальцовым передислоцироваться. Один из наследников фабричного дела, Аким Васильевич, присмотрел для своего предприятия место во владимирских краях, на речке Гусь. Там и появился позднее знаменитый на всю страну город Гусь-Хрустальный. А жена Акима Васильевича Мария, унаследовав дело после смерти супруга, взялась его расширять и построила стеклоделательную фабрику в селе Дятьково Брянского уезда. Именно этот поселок (позднее город) стал столицей «промышленной империи» Мальцовых.
Основной продукцией дятьковской фабрики была бытовая посуда из обыкновенного и молочного стекла. На выбор: простая, расписанная эмалевыми красками или гравированная. Но выпускали мастера и «эксклюзив» — роскошные, покрытые затейливой сеткой граненых узоров бокалы, графины, блюда, переливчатые хрустальные люстры...
Здешние умельцы изготовили украшения для отделки интерьеров Смольного собора и даже создали уникальный хрустальный иконостас и подсвечники для городской церкви. Мальцовы часто представляли продукцию своих стеклоделательных предприятий на ярмарках в России; возили ее даже на Всемирную выставку в Чикаго. Благодаря этому мальцовский хрусталь получил широкую известность. Он считался лучшим в стране, а хозяев производства стали называть «королями хрусталя». Для сбыта своей продукции Мальцовы, начиная с середины XIX века, наладили связи с Румынией, Болгарией и Турцией; их собственные пароходы курсировали по всем водным путям России.
Кроме стекла-хрусталя Мальцовы отметились как зачинатели во многих других областях производства. Они были, например, в числе тех, кто создавал в России производство сахара из сахарной свеклы. В 1809 году И.А. Мальцов построил в селе Верхи Брянского уезда самый крупный в России свеклосахарный завод. На мальцовских заводах была устроена первая в стране газовая печь мартеновской системы. Ее установили специально для выполнения важного госзаказа: во время Крымской вой-ны 1854-1855 годов там изготавливали пушечные лафеты. А в 1858-м на предприятиях Мальцовых были выпущены первые три парохода для Волги — колесные, в 230 футов длиной, «по американскому типу».
Едва лишь в России приступили к проектированию и прокладке железных дорог, у Мальцовых заработал цех по изготовлению рельсов. Оттуда вышли первые русские рельсы для укладки на магистрали Петербург — Москва. Позднее в поселке Людиново освоили производство подвижного состава. За период с 1870 по 1881 год завод выпустил 373 паровоза и 11 тысяч вагонов.
В 1849 году хозяином всей «империи» стал отставной генерал-майор Сергей Иванович Мальцов. Как писали о нем впоследствии газеты, «для развития заводского дела С.И. Мальцов подготовлялся за границей по химии и технологии» и вступил в управление заводами «во всеоружии знания, в полном расцвете энергии, с горячею любовью к делу, которому посвятил 50 лет жизни». Именно при Сергее Ивановиче «мальцовская империя» достигла своего расцвета. Писатель Василий Немирович-Данченко даже назвал ее «Америкой в России».
Территория «мальцовского промышленного округа» (ему официально дали такое обозначение) протянулась на 120 км с севера на юг и на 80 км с запада на восток. Основой этого «государства» были придуманные Мальцовыми заводы-поселения, где жили и работали принадлежавшие семье крепостные (их было к концу 1850-х около 200 тысяч человек!). Всего в округе насчитывалось 25 крупных заводов и почти 130 мелких предприятий. Они сообщались между собой посредством усовершенствованных дорог. Для удобства перевозки готовой продукции на реке Болве, имевшей сплав к Киеву, на протяжении 100 верст были построены плотины и шлюзы, а ради оперативной связи имелся устроенный Мальцовыми первый в стране частный телеграф. Кроме того Сергей Иванович для удовлетворения потребностей своих «подданных» распорядился устроить в округе кирпичные заводы, большую столярную мастерскую, лесопилку, канатную и писчебумажную фабрики, содовый, пивоваренный, винокуренный заводы...
На предприятиях Сергея Мальцова был введен (чуть ли не впервые в России) восьмичасовой рабочий день. Люди получали не такую уж большую зарплату, зато обеспечивались бесплатным жильем, медицинским обслуживанием, топливом, землей для сада и огорода. При каждом из заводов-поселений существовала школа, где бесплатно училась местная детвора.
В заводских поселках имелись свои магазины, где расчет за купленный товар производился особыми «квитками», которые прозвали «мальцовскими деньгами». Это было уникальное явление во всей истории денежного обращения в России: в 1860-е годы на территории промышленного округа по инициативе С.И. Мальцова был организован оборот частных бумажных денег. «Мальцовки» печатали номиналом в 1, 2, 3 и 5 рублей, 10, 15, 25 и 50 копеек. Они находились в торговом обороте наравне с настоящими деньгами на протяжении многих лет, причем доверие к промышленнику было так велико, что эта «валюта» принималась к оплате даже в соседних губерниях.
Отдельного упоминания заслуживает «чугунка» — как считают, первая в стране узкоколейная железная дорога. С.И. Мальцов сам сконструировал эту железнодорожную линию и руководил ее постройкой. Паровозы и вагоны изготовили также по чертежам Сергея Ивановича на его заводах. Дорога протяженностью в 203 версты была готова в 1877 году. Она связывала предприятия и поселки мальцовского промышленного округа. Всего на дороге использовалось 26 паровозов и более 650 вагонов, за год перевозилось около 300 тысяч тонн грузов и до полумиллиона пассажиров.
Главный лозунг предпринимателя Сергея Мальцова: российская промышленность должна освободиться от иностранной зависимости! Хотя стремление делать все из русских материалов порой приносило серьезные убытки. Когда Мальцов получил заказ на паровозы, к его неудовольствию выяснилось, что в России не производится необходимая для локомотивов рессорная сталь. Тогда Сергей Иванович задумал устроить свое рессорное дело. Успеха он достиг, но ценой больших затрат. Промышленник стремился всячески сохранять лесные массивы в своей обширной вотчине и, чтобы уберечь их от вырубки для нужд заводов и фабрик, организовал разведку в этих краях залежей угля и торфа.
В конце XIX столетия мальцовские предприятия предлагали помимо уже упомянутых паровых машин, вагонов, рельсов, хрусталя, посуды еще и отопительные котлы, двигатели внутреннего сгорания, пожарные насосы, сахар и другие продукты питания, цемент, кирпич. Кроме того, на самой большой из лесопилок в Дятьково стали выпускать мебель... «История почти всех производств России связана с именем Сергея Ивановича Мальцова», — писал автор одной из статей, посвященных этому замечательному промышленнику.
Изделия мастеров стеклянных дел из Дятьково оценили российские государи. Сначала казна приобрела для императорского дворца винный сервиз и корзину из хрусталя. Позднее мальцовские умельцы делали для царских резиденций огромные сервизы на 200 персон, которыми пользовались при устройстве торжественных трапез в Зимнем, в Царском Селе, в Гатчине.
***
Однажды, желая удивить немца, заезжего стеклодува, дятьковские преподнесли тому узкогорлый графин, внутри которого красовался неведомо как сделанный стеклянный петушок.
***
На заводе Мальцовых изготовили первые паровые машины для Петербургского арсенала и Тульского оружейного завода. А на другом мальцовском предприятии освоили выпуск первой в России эмалированной посуды.
***
Иван Акимович Мальцов помимо успехов в предпринимательской деятельности попал в русскую историю еще и благодаря тому, что отбил у Василия Львовича Пушкина (дядюшки А.С. Пушкина) его жену Капитолину Михайловну.