Современное искусство сошлют на Ходынку

Новое здание Государственного центра современного искусства собираются построить на Ходынском поле

Новое здание Государственного центра современного искусства собираются построить на Ходынском поле — эту идею в понедельник представил Министерству культуры РФ директор ГЦСИ Михаил Миндлин. «Труд» считает, что ни проект, ни предложенное для него место не соответствуют задачам современного художественного центра.

Качественный музей современного искусства — это символ открытости, продвинутости и образованности страны и города, в котором его построили. В Лондоне это галерея Тейт, в Париже — Центр Помпиду, в Нью-Йорке — Музей современного искусства, в Мадриде — Музей королевы Софии... В Москве — ничего. Хотя Министерство культуры еще несколько лет назад обещало такой музей создать — на базе уже существующего Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).

Строительство грандиозного 11-этажного музея на месте сгоревшего в 2006 году Бауманского рынка чуть было не началось в октябре прошлого года. Но директор центра современного искусства «Гараж» Антон Белов, бизнесмен и основатель института «Стрелка» Александр Мамут и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков устроили общественное обсуждение, в ходе которого выяснилось, что у нового здания отвратительный проект (архитектор Михаил Хазанов, 2002 год). Плюс у ГЦСИ плохая коллекция искусства. Проект признали наследием «лужковской архитектуры» и выбросили на помойку. Деньги, выделенные на него Минкультом (95 млн рублей на разработку и еще 295 млн на доработку), оказались там же.

Но есть и другой транш от Министерства культуры: 5 млрд, выделенных в 2009 году уже непосредственно на строительство нового здания центра. Нынешний министр Владимир Мединский подтвердил, что деньги не пропадут и здание будет построено. Плюс выделят еще 300 млн на разработку архитектурного проекта. В понедельник директор ГЦСИ Михаил Миндлин уже представил концепцию развития своего музея: 50 тысяч кв. метров, огромные выставочные пространства, хранилища, запасники, кафе, лекционные и кинозалы... Правда, все это — на Ходынском поле. Скажем прямо, не лучшее решение: если даже Бауманскую улицу, расположенную гораздо ближе к центру города, сочли непривлекательной, то вывод ГЦСИ за пределы Третьего транспортного кольца иначе как плевком Минкульта в сторону любителей современного искусства не назовешь. Притом что в центре Москвы хватает и пустошей, и пустующих зданий.

Но есть и другая беда: сумеет ли штат центра наполнить громадное пространство содержанием, достойным музея мирового уровня?

Сомнительно. Дело не только в слабой коллекции искусства: в ГЦСИ катастрофически не умеют работать со зрителями. Посещаемость московского отделения центра ничтожно мала: 20 тысяч человек в год. Это почти в 50 раз меньше, чем у Пушкинского музея или Третьяковки (у них — в среднем по миллиону зрителей), и в 25 раз меньше, чем у центра «Винзавод» или Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой. Часто на вернисажи и лекции (иногда интересные, чаще — скучные) приходят по 10 человек, причем большая часть — сотрудники музея. И это, похоже, сознательная позиция: ГЦСИ высоколобо считает себя музеем профессионалов и преднамеренно не делает выставок, которые были бы интересны широкому кругу зрителей.

Но если не ГЦСИ, то кто же? В одном из недавних интервью директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова сказала, что неплохо было бы восстановить Музей нового западного искусства (ГМНЗИ), который существовал в Москве с 1928 по 1948 год, а после его закрытия коллекция была распределена между ГМИИ и Эрмитажем. Загвоздка в том, что коллекция ГМНЗИ сейчас уже никак не тянет на авангард: самые новые произведения в ней датируются 40-ми годами. В коллекции ГМИИ лишь пара образцов послевоенного искусства, а актуальных художников Ирина Антонова, как известно, не жалует.

В петербургском Эрмитаже дела обстоят лучше. В 2007 году там открыли проект «Эрмитаж 20/21», в 2012-м на его базе создали Отдел современного искусства. Руководитель отдела Дмитрий Озерков привозил в Питер самых известных художников современности: Энтони Гормли, Аниша Капура, Сантьяго Калатраву, Генри Мура, Илью Кабакова и ставших скандально известными у нас братьев Чепмен. Количество посетителей каждой выставки исчислялось сотнями тысяч человек. Для Пушкинского музея подобные выставки до сих пор кажутся нонсенсом: единственное, на что дала добро Ирина Антонова, так это на выставку фотографа Энни Лейбовиц, да и то не в основном здании, а в отделе частных коллекций.

А это верный признак продолжающейся у нас вражды двух лагерей: приверженцев классики и авангарда. Причем участники арт-процесса лишь подливают масла в огонь: традиционалисты высоколобо презирают современное искусство, сторонники актуального столь же презрительно относятся к своим — потенциальным — зрителям. Многие до сих пор думают, что актуальное искусство — это пара андеграундных художников, которые творят не пойми что. Главная задача пока не существующего у нас музея современного искусства — изменить такое положение дел. Но не с нынешним подходом руководства ГЦСИ и не на поле с нехорошей историей.