Статья 405 ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса запрещает ужесточать приговоры осужденным и отменять оправдательные приговоры. Эта норма введена с 1 июля 2002 года, а до того действовал еще советский УПК. Вот он-то как раз допускал, что в течение года уже вступившие в силу оправдательные и мягкие приговоры могут быть пересмотрены в сторону ухудшения. Подготовленный Минюстом законопроект фактически предлагает вернуться к репрессивной практике времен СССР.
Законопроект основывается на постановлении Конституционного суда от 11 мая 2005 года. КС признал тогда, что статья 405 не соответствует Конституции, так как суды иногда выносят ошибочные приговоры, которые не могут рассматриваться как справедливый акт правосудия. Поводом для принятия такого решения стало обращение в КС жалоб 60 граждан, одна из которых, Людмила Башарова, утверждала, что суды двух инстанций проигнорировали важные улики в деле об убийстве ее дочери и оправдали подозреваемого. В итоге КС разрешил пересмотр неправильных приговоров, если в судебном процессе были допущены "фундаментальные нарушения закона".
В законопроекте, внесенном в Госдуму, последний тезис прописан более четко: основаниями для пересмотра считаются вынесение приговора "незаконным составом суда" или вынесение вердикта "незаконным составом присяжных", а также "нарушение права участников процесса на справедливое судебное разбирательство в соответствии с принципом равноправия сторон". На обжалование дается год.
- Этот законопроект дает в руки прокуроров еще одну дубинку, чтобы давить на суд, - заявил "Труду" известный московский адвокат Георгий Полякевич, участвовавший в недавнем процессе над кингисеппской бандой киллеров. - Даже судьи часто говорят нам об отвратительном качестве следствия. Из-за этого, кстати, обвинению в суде над кингисеппскими так и не удалось добиться, чтобы по статье о бандитизме виновными признали всех восьмерых подсудимых. Осудили по ней лишь троих. Прокурорам всегда хочется иметь страховку, если дело разваливается. Для этого они научились ловко манипулировать присяжными. Самый распространенный пример: в состав коллегии сознательно включают людей с непогашенной судимостью или состоящих на учете в психоневрологическом диспансере, а потом, если будет оправдательный вердикт, прокурор заявляет, что их отбор был произведен с нарушением закона. Если законопроект примут, это будет означать, что оправданный по суду получает всего лишь условное освобождение на год. Причем, заметьте, в Конституционный суд идут тысячи жалоб на несправедливые судебные приговоры, но постановление суда касалось лишь оправдательных.
О своем отрицательном отношении к законопроекту сказал "Труду" и президент Московской адвокатской палаты Генри Резник:
- В наших судах и так оправдательных приговоров выносится менее 1%. Для защиты прав потерпевших достаточно средств в судах первой и второй инстанций. Формулировки в новом законопроекте о "справедливом судебном разбирательстве" слишком расплывчаты, их можно понимать как угодно. И вообще в правовом государстве должен превалировать принцип определенности судебных решений, а не принцип их ошибочности.