УБОЙНАЯ СИЛА - ПРОТИВ ДЕБОШИРА

Почти год прошел с того момента, как были изменены законоположения, касающиеся правил необходимой обороны, то есть правомерной защиты от противоправного посягательства. Предполагалось, что теперь все мы наконец-то получили реальную возможность самим защищаться от дебоширов, хулиганов и злоумышленников, не опасаясь обвинений в превышении допустимых пределов самообороны.

Однако оказалось, что не все так просто. Действительно, граждане стали чувствовать себя несколько увереннее, поскольку слышали о расширении своих прав на случай экстремальных ситуаций. Постоянные наши читатели, вероятно, помнят и другое: "Труд" предупреждал их о том, что закон на самом деле претерпел лишь "косметические" изменения, суть же его осталась прежней. Однако, как показывает редакционная почта, многие граждане и по сей день полагают, что теперь со злоумышленниками можно не церемониться.
Да, такое действительно допустимо, но только в тех случаях, когда преступное посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни (см. ст. 37 УК РФ). При иных обстоятельствах обороняться самому и защищать других надо более осмотрительно. Иначе можно оказаться в ситуации, подобной той, о которой написал наш читатель Сергей Козин из Смоленской области.
А вышло вот что. Молодой человек, возвращаясь с работы, увидел, как на автобусной остановке подвыпивший парень пристает к девушке, нецензурно выражается. Та попыталась вырваться и сесть в подъехавший автобус, но назойливый поклонник дернул ее за сумку и пальто, да так, что девушка упала. В отличие от других прохожих, которые с равнодушным любопытством наблюдали эту безобразную сцену, Сергей схватил обидчика за грудки и... нокаутировал. Незадачливого ухажера госпитализировали с сотрясением мозга и сломанной переносицей.
Следствие расценило случившееся как преступление: Сергей допустил превышение пределов необходимой обороны, а его "действия явно не соответствовали характеру и степени общественной опасности посягательства, в результате чего посягающему без необходимости умышленно причинен тяжкий вред здоровью".
К сожалению, это не первый случай, когда на скамью подсудимых попадает порядочный человек. И хотя суд в конце концов оправдал Сергея, признав, что дебоширу причинен не тяжкий, а всего лишь средней тяжести вред здоровью, спасительная грань между преступлением и правомерной обороной здесь была столь тонка, что без квалифицированной помощи адвоката парень мог бы получить до 2 лет лишения свободы.
Можно ли избежать подобной неприятности? Да, если соблюдать определенные правила применения необходимой обороны. В чем они заключаются?
Во-первых, защищаться и защищать нужно и можно от любого общественно опасного деяния - не только от преступления, но, к примеру, и от оскорбительного приставания мелкого хулигана. Однако следует помнить, что защита является правомерной, если угроза нападения была явной и против насилия применены адекватные меры.
Во-вторых, в рамках самозащиты ввязываться в драку или как-то иначе противодействовать преступному посягательству надо целенаправленно: бить только обидчика. При совершении нападения группой лиц защищаться можно от любого нападающего, поскольку в этом случае противником является вся группа.
В-третьих, причинение вреда злоумышленнику допустимо исключительно в целях защиты, поскольку необходимая оборона - это пресечение нападения и приведение противника в такое состояние, при котором он не может продолжать действовать. Непозволительно причинять вред нападавшему, который уже не представляет опасности.
И, наконец, в-четвертых, необходимая оборона должна быть соразмерной. Нанесение тяжкого вреда здоровью преступника и даже лишение его жизни признаются соразмерными только тогда, когда оно последовало при угрозе убийства, бандитизма, разбоя, хулиганства с применением оружия, захвата заложников, похищения человека.
Конечно, в пылу борьбы сложно управлять своими эмоциями. Учитывая это, закон (ст. 61 УК РФ) рассматривает нарушение условий правомерности необходимой обороны как обстоятельство, смягчающее наказание. Но это, согласитесь, небольшое утешение для человека, который, защитив свою честь, жизнь, здоровье или имущество, совершенно не застрахован от того, что случайно может превратиться из потерпевшего в обвиняемого. Но таковы пока наши законы.