АНДРЕЙ СЕЛЬЦОВСКИЙ: У МОСКВИЧЕЙ ЗДОРОВЬЕ КРЕПКОЕ

Во все времена у жителей нашей страны было особое отношение к столичной медицине. И это понятно. Ведь именно с ней у человека связана последняя надежда в самых тяжелых ситуациях. Способны ли московские врачи оправдать такое доверие? Как живется сейчас им самим? Что нужно сделать для того, чтобы поднять рождаемость в Белокаменной? Эти и множество других вопросов читатели "Труда" задали председателю комитета здравоохранения правительства Москвы Андрею Петровичу Сельцовскому в ходе "прямой линии", состоявшейся в конце прошлой недели.

- Здравствуйте, Андрей Петрович! Я москвичка, Анна Рожкова. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете здоровье москвичей по сравнению со здоровьем жителей других столиц мира - Парижа, Лондона, Нью-Йорка?
- Медицинские показатели у нас вполне на уровне. Вот мы, например, говорим: "Ах, в Москве туберкулез..." Но показатель по туберкулезу у нас лучший в России, по ряду цифр он лучше, чем в Европе, и уж несравнимо лучше, чем в Нью-Йорке, где полтора года назад Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) была вынуждена принимать специальную программу по борьбе с этим заболеванием.
- Беспокоит Анастасия Николаевна Волкова из города Вытегры Вологодской области. Замучил меня позвоночник - ни ходить не могу, ни сидеть. А в райбольнице - ни аппаратуры хорошей, ни препаратов. Можно ли попасть в московскую клинику на бесплатное лечение?
- У нашего комитета с 70 из 89 российских регионов, в том числе и с Вологдой, заключены договоры о сотрудничестве. Пункт о бесплатном лечении населения есть в каждом из них. Мы свои обязательства добросовестно выполняем. Доказательством тому: из 1,5 миллиона пациентов, прошедших лечение за прошлый год в московских стационарах, 12 процентов, или 180 тысяч человек, - иногородние. Мой совет вам, Анастасия Николаевна: обратитесь в ваш горздрав. Он пришлет нам заключения местных врачей о состоянии вашего здоровья, а потом обсудим - сможем ли вам помочь. Если в силах - обязательно поможем.
- Говорит Андрей Николаев из Уфы. Я российский гражданин, и медицинский полис у меня такой же, как у москвичей. Зачем же с меня требуют направление с места жительства? Попробуй получить его, врачи считают, что обращение больного в Москву роняет их престиж.
- В экстренных случаях мы оказываем помощь всем, независимо от того, есть полис или нет. Но бюджету одного города, даже такого большого, как Москва, невозможно взять на себя лечение всей страны.
- Неонила Земская, Москва. В нашей 172-й поликлинике Первомайского района дают всего по два рецепта на льготные лекарства. А если мне нужно и три, и четыре? Где пенсионеру такие деньги взять?
- Врач обязан выписать больному столько препаратов, сколько требуется. Будет настаивать на своем - сошлитесь на меня.
- Андрей Петрович! Я инвалид Великой Отечественной войны, Лавров Владимир Дмитриевич. Жив пока! Скажите, пожалуйста, а вот этот список льготных лекарств, на которые я имею право, можно посмотреть?
- Список должен висеть в каждой поликлинике. И очень плохо, если где-то его нет. Какой у нее номер? 66-я? Обязательно разберусь, почему там нарушают правила, и перезвоню вам. Вот уже несколько лет в столице самый большой в стране список льготных и бесплатных лекарств для ветеранов войн и инвалидов - из 300 наименований. Хотя проблем с финансированием здравоохранения у столицы, конечно же, хватает.
- Александр Зверев, Москва. Если московская медицина такая нищая, то почему бы ей не зарабатывать на состоятельных иностранцах, как это делается во всем мире? Да и у нас такие примеры есть. Взять тот же офтальмологический центр Федорова...
- Московская медицина не нищая, скорее - не очень богатая. К сожалению, и концерн Святослава Федорова зарабатывает на иностранцах не так много, как может показаться со стороны. У нас очень сильная ортопедия, нейрохирургия, есть и другие очень сильные специалисты... Благодаря таким кадрам наша "коммерческая медицина", как часть общего здравоохранения, можно считать, уже состоялась. В Москве несколько достаточно хорошо оснащенных стационаров, в которых в том числе лечится немало и жителей СНГ. Эти стационары хорошо оснащены, и к лечению в них у нас нет претензий - мы выдаем им лицензии и контролируем их работу. Но чтобы создать коммерческий стационар, в него нужно вложить деньги, а к этому готовы не все.
Есть еще одно "но": мы (я имею в виду население всего бывшего СССР) готовы платить бешеные деньги за лечение в зарубежных клиниках и не готовы платить здесь, на родине - бывшей ли, нынешней ли...
- Можете ли назвать несколько муниципальных клиник в Москве, которые по уровню медперсонала не уступают французским, немецким и другим иностранным лечебным учреждениям?
- Например, третий госпиталь инвалидов войн, Боткинская больница, больницы N 31 и 64...
- Новосибирск беспокоит, врач Надежда Кавцевич. Сколько получают у вас мои коллеги, Андрей Петрович?
- Средняя зарплата - 3600 рублей. Но именно зарплата, которую получают в кассе, а не цифра, записанная в тарифной сетке. Например, хирург с пятнадцатилетним стажем и высшей категорией имеет в отделении полторы ставки. Да еще 4 - 5 раз отдежурит в месяц... Вот тогда и будет 3600.
- Перов Павел Андреевич, живу в Чертанове. Раньше в нашу поликлинику на Чертановской улице можно было в любое время прийти и записаться на прием к врачу. Теперь очередь в 6 утра надо занимать.
- Обязуюсь разобраться прямо сегодня, что там происходит. Но проблема с кадрами врачей стоит очень остро. Причина в том, что еще 10 лет назад обязательное распределение выпускников вузов ликвидировали, и молодежь с дипломами не идет в районные поликлиники. По этому поводу мы не раз обращались в Минздрав, чтобы вернуть распределение - пусть молодой человек отработает хотя бы года три в счет затрат государства на его образование. А уж дальше строит свою судьбу, как хочет. Увы! Воз и ныне там.
- Говорит Мордовский Леонид Петрович - председатель совета ветеранов войны и труда района Северное Измайлово. Наших ветеранов обслуживают поликлиники N 18, 86 и 91. У нас очень трудно получить талон к большинству специалистов - невропатологу, окулисту, урологу, хирургу. Два года назад этот вопрос обсуждался на расширенном заседании совета, где присутствовал и ваш представитель, Андрей Петрович. Но улучшения никакого.
- К сожалению, проблему с кадрами нам действительно не удалось решить. Поэтому вопрос поставлен в план для обсуждения на заседаниях правительства Москвы. Но выход, как помочь именно ветеранам, мы нашли - будем специально для вас создавать территориальные консультативные центры. Сейчас как раз обсчитываем финансовые и кадровые возможности.
- Павлова Ольга Алексеевна, Москва. Одна воспитываю ребенка. У него проблема с зубами - молочные выпали, а коренные не растут. Ортодонт в клинике на Ленинском проспекте, куда нас направили на консультацию, осмотрел и сказал, что все поправимо. По адресам, куда мы обратились по его совету, с меня затребовали просто астрономические суммы...
- Сколько лет ребенку?
- 14.
- Для детей такого возраста любая помощь бесплатна. Оставьте, пожалуйста, ваш телефон.
- Андрей Петрович, из Воронежа говорят. У нас удалить зуб стоит 300 рублей, пломбу поставить - 800 рублей... Не говорю уже о протезировании... А средняя зарплата - чуть больше 2000 рублей. И о чем только у вас в Москве думают, когда утверждают расценки?
- Тут Москва ни при чем - расценки на услуги стоматологов устанавливает ваш, Воронежский департамент здравоохранения. В Москве хирургическая и терапевтическая помощь стоматолога бесплатна, а для ветеранов и инвалидов бесплатно и протезирование.
- Андрей Петрович, тезка беспокоит - Андрей Михайлович. Мне нужна операция, а врачи говорят, что ее можно делать лишь до 80 лет. А мне 91-й пошел. Что же делать? Боли нестерпимые.
- Возраст у вас, Андрей Михайлович, действительно почтенный, требует уважения к себе. Но мы постараемся помочь, может, в госпиталь положим, уколы поделаем, глядишь, и полегче станет. Обязательно позвоним.
- Как влияют домашние животные на здоровье горожан?
- Лично на меня - положительно. Я собачник с детства, открою глаза, а они уже передо мной... Я их просто очеловечиваю. Как-то попытался пожить без собак после того, как погибла моя любимица. Но уезжал друг за границу и попросил пристроить в хорошие руки длинношерстную таксу. Я-то знал, что других рук, лучше моих, просто быть не может. Так у меня появилась красавица Деля. А следом за ней - восточноевропейская овчарка Чесма. Умница! В комнату ко мне со звонком будильника входит. Правда, сейчас у нас беда - потеряла в собачьей драке один зуб.
- Андрей Петрович! Это Денис Иванов, я студент. Не посоветуете, как сберечь здоровье? Не хочется на таблетки работать, они сейчас дорогущие.
- Вы вовремя задались этим вопросом, так как здоровье лучше беречь смолоду. Главное - двигаться, спортом заниматься...
- Ну ясно... Посоветуйте еще не пить, не курить...
- Нет. Я советовать не буду. Это решение человек принимает сам. Такая у меня точка зрения. Лет 15 назад я бросил пить, семь лет назад - курить, хотя курил очень много. Почему бросил? Объяснить могу только словами одного очень уважаемого мною человека, который сказал: "Перестал получать удовольствие. Вот и бросил". А вот плаванием занялся. Каждое утро проплываю 800 метров.
- Что, и в воскресенье?
- Нет. В воскресенье я сплю.
P.S. О конкретных мерах, принятых Комитетом здравоохранения Москвы после "прямой линии", мы расскажем в следующем выпуске страницы "Москва и москвичи".