Дюма-отец: Петровский дворец удивляет своей странной архитектурой
В Мемориальном музее-даче А.С. Пушкина неизменный интерес посетителей вызывает гравюра Дамама-Демартре «Москва. Петровский дворец». Она позволяет представить, как выглядел знаменитый Петровский замок, упоминаемый Пушкиным в VII главе «Евгения Онегина».
Помните? Утомительная поездка Татьяны с матушкой подходит к концу. И вот предвестником близкой Москвы перед путешественницами вырастает Путевой дворец: «Вот, окружен своей дубравой, / Пет-ровский замок. Мрачно он / Недавнею гордится славой. / Напрасно ждал Наполеон, / Последним счастьем упоенный, / Москвы коленопреклоненной / С ключами старого Кремля: / Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою...».
— Путевые дворцы — свидетели жизни русских монархов, вынужденных проводить много времени в утомительных путешествиях по державе. Царствующие особы, как правило, передвигались церемонно, в сопровождении многочисленной свиты, что требовало возведения особого рода постоялых дворов, которые обычно проектировались без особой фантазии, — рассказывает сотрудник Музея Пушкина Варвара Фомичева. — Но Петровский замок — как раз обратный пример уникального, щедро украшенного путевого дворца. Созданный по указанию Екатерины II в честь завершения Русско-турецкой войны (1768-1774), дворец поражает экзотическим, но в то же время монументальным обликом.
Кстати, Петровским он называется потому, что построен был на бывших землях Высокопетровского монастыря. Выполняя указание царицы («Фантазии своей не жалей!»), архитектор Матвей Казаков создал дворец, стилю которого трудно подобрать определение. В облике замка смешаны нео-готика, классика и нарышкинское барокко с оттенком русских народных традиций.
Сооружение получилось настолько причудливым, что вызывало порой отторжение у отдельных ценителей прекрасного. Дюма-отец писал: «Петровский дворец удивляет своей странной архитектурой, которая, на мой взгляд, есть подражание стилю старинных татарских дворцов». А желчный Астольф де Кюстин описывал замок «замысловатым, перегруженным украшениями, которые резко выделяются своей белизной на красном фоне стен» и даже предсказывал, что эти «уродливые громады при всей своей прочности будут забыты даже прежде, чем их разрушит время».
Скептики не угадали. Многое пережил Петровский дворец: пожар 1812 года, ходынскую трагедию, красный террор, наркомземы и наркомпросы. В 1923 году он был отдан под Военно-воздушную академию, позже получившую имя Жуковского. Кстати, ее выпускником был Юрий Гагарин и другие космонавты. Но через 75 лет и эта славная страница была перевернута. Уже изрядно потрепанным дворец передали столице, и сейчас он является официальным Домом приемов правительства Москвы. На его территории расположились музей, гостиница и ресторан со спа-комплексом.
А во время переезда Татьяны (в 1822-м) и в год пушкинского визита в Москву после ссылки в Михайловское (в 1826-м) Петровский путевой дворец, разоренный после отступления Наполеона, находился в самом плачевном состоянии. На иллюстрации в книге английского историка Джеймса можно увидеть развалины, в которые Отечественная война превратила Петровский замок. Восстановление было долгим, работы в здании начались после коронации Николая I (1826) и продолжались почти до начала 1840-х.
В 1841 году по дороге из Санкт-Петербурга на Кавказ в Петровском дворце останавливался Михаил Лермонтов. Тогда он был в Москве в последний раз:
На картине Ильи Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца» изображены посетители Путевого дворца уже из народа. Действие картины происходит в 1883 году, когда сразу после коронации царь встретился с крестьянскими старшинами и уверил их во вздорности слухов о переделах земли. «Всякая собственность, точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна. Дай Бог вам счастья и здоровья».
В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Реставрация длилась 10 лет, замок удалось возродить в его былом великолепии. И даже возникающая на наших глазах традиция праздновать в Петровском путевом свадьбы кажется логичной. Свадьбой часто заканчиваются сказки, а уж более сказочного места в богатой чудесами Москве найти трудно.