Музей Востока предложил пуститься вместе с легендарным Афанасием Никитиным в путь за три моря
Имя Афанасия Никитина все помнят со школьных лет, как и название его записок «Хожение за три моря» — первой в России книги о географии. Хотя никто не сомневается, что Никитин (кстати, это не фамилия, а отчество) — персонаж реальный, кажется, будто от него не осталось ничего, кроме тех самых записок. Да и те дошли до нас в пересказе. Знаем лишь, что жил в Твери, а умер под Смоленском в 1474 году, возвращаясь из дальних стран.
На самом деле русский купец, чья рядовая торговая поездка из-за злополучного стечения обстоятельств и готовности к риску во имя бизнеса обернулась долгими странствиями, невольно стал одним из видных действующих лиц эпохи Великих географических открытий. За шесть, как принято считать, лет (1468-1474) Никитин совершил путешествие по территории современных Азербайджана, Ирана, Индии и Турции, записав впечатления в дневнике, который на смертном одре передал спутникам, а те — монаху, включившему их в летописный свод. Сочинение Никитина считается первым русским произведением, в деталях описывающим торговое, а не религиозное путешествие — в отличие от записок паломников, которые на протяжении 10 веков посещали Святую землю, стремясь в Иерусалим и Вифлеем.
Поначалу Никитин направлялся в Шемаху, тогда столичный город, вместе с русским послом Василием Папиным и его шемахинским коллегой Хасан-беком. Вез типично русский товар — «рухлядь», то есть пушнину, и рассчитывал наладить деловые связи в Азии. Однако до места назначения не добрался: суда подверглись нападению возле Астрахани. Грабителей, скорее всего, интересовали соколы, которых Папин вез в подарок — северные охотничьи птицы ценились на Востоке.
Около Тарки (современной Махачкалы) караван настиг шторм, корабли выбросило на берег, а купцы попали в плен. Хлопотами послов были отпущены, но без товара. А его Никитин взял в долг — как теперь возвращаться домой? Так, ища замену украденному, он добрался в 1471 году до индийского порта Чаул, что в 120 км южнее современного Мумбаи. Вот и выходит, что до Индии тверичанин Афанасий добрался одним из первых европейцев, почти за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы.
«Три моря» — не эпитет, а конкретные географические объекты: Каспий, Индийский океан и Черное море. Возвращался домой через Крым, недаром ему в Феодосии установлен памятник. Но львиная доля записей Афанасия отведена, конечно, самой экзотической из посещенных им стран — Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, бытовым и семейным обычаям. В сочинении немало лирических отступлений и автобиографических эпизодов, порой записанных на смеси русского языка с восточными (в пути ему пришлось изучить как минимум фарси и арабский).
Выставкой «За три моря. Странствия Афанасия Никитина» Музей Востока отметил красивую дату — 555 лет с предполагаемого начала никитинского путешествия. Да и самому музею в этом году стукнуло 105: Посетителя здесь ожидают археологические находки, русские, иранские и индийские рукописи и миниатюры XV-XVI веков, предметы быта и этнографии посещенных путешественником стран. Впрочем, есть и картины, графика, даже куклы-актеры, близкие нам по времени.
Абсолютно уникальный экспонат — Софийская вторая летопись первой половины XVI века из Российского государственного архива древних актов. «Текст Никитина в оригинале до нас не дошел, но человек, который эту летопись составлял, видимо, имел дело непосредственно с его дневниками», — отмечает куратор выставки Илья Зайцев.
К слову, этот уникум в самом архиве увидеть невозможно — не выставлен, так что посетителю Музея Востока стоит поспешить: рукопись пробудет здесь только до 8 января.
Всего же, несмотря на скудость сведений о жизни Афанасия Никитина, предметов удалось собрать на семь залов. Приняли в этом участие сразу 10 культурных заведений. Основную часть экспонатов Музей Востока извлек из собственных фондов — например, прежде никем не виданную астролябию конца XVI века из индийского Лахора. Другие раритеты предоставили Исторический музей, Музей-заповедник «Архангельское», Международный нумизматический клуб, Театр кукол имени Сергея Образцова, Научная библиотека МГИМО, Фонд Марджани, Центральный музей кино...
Выставка и получилась зрелищем почти кинематографическим, а один из ее разделов впрямую касается советского фильма «Хождение за три моря», снятого в 1958 году совместно с индийскими коллегами. Главную роль в ленте сыграл тогда Олег Стриженов, чей нордический облик пришелся весьма кстати: сам Никитин сообщает, какой ажиотаж среди индусов вызывала его северная внешность. И хоть к тому моменту страннику, скорее всего, было уже немало лет, за четыре индийских года он обзавелся там семьей. Которую, оставив ей все имущество, покинул, почувствовав непреодолимую тягу на родину.
Напоследок — еще об одном участнике выставки, Тверском объединенном музее, приславшем, в частности, старинный кирпич из Спасского собора, в котором Никитин получал благословение на поездку. Парадокс, но неудачливый купец, волей судьбы ставший географом-первопроходцем, теперь прочно служит символом прекрасного волжского города. Его имя можно увидеть и на знаменитом памятнике на фоне кремля (работы, кстати, того же скульптора Сергея Орлова, что вылепил и конную статую Юрия Долгорукого к 800-летию Москвы), и на этикетке пива, хотя в записках Никитина такой напиток не упомянут.