Этими словами можно назвать то, что сделал Николай Корнев
Настоящее рождественское чудо, без фальши и мишуры, но с теми драгоценными моментами, которыми на самом деле так полна жизнь, ждало нас, всех, кому повезло оказаться в Концертном зале Мариинского театра на выступлении Петербургского Камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева.
Попасть на концерт сквозь «метель века», как окрестили декабрьский снегопад у нас в стране, да еще по десятибалльным питерским пробкам, оказалось очень нелегко. Но мы пробивались сквозь вьюгу на незабываемую встречу с одним из лучших хоровых коллективов страны в торжественный день, когда маэстро отмечал на сцене своё 75-летие. Повезло нам, и ещё как! Эта программа была посвящена П. Чайковскому, С. Танееву и С. Рахманинову, - «золотому веку» русской хоровой музыки, так малоизвестному современному слушателю. Ошеломительное впечатление от чистоты и красоты звуков, которым мы внимали, можно передать, наверное, словами древних славян, впервые побывавших в Константинополе на литургии: «Где я был, на земле или на небе, не знаю».
Одновременно на концерте велась заключительная, третья из девятнадцати в этом году аудиозапись Антологии русской хоровой музыки. Идея корневского проекта настолько масштабна, что кажется невыполнимой – найти ноты и записать все произведения лучших русских хоровых композиторов XVII–XX веков. А между тем титаническая работа подходит к завершению. Найден и записан уникальный материал - более двух тысяч пятисот произведений русских композиторов XIX–XX веков, более четырехсот сочинений композиторов XVII–XVIII веков. Проект не имеет аналогов по количеству произведений и помогает проследить развитие русской хоровой культуры от партесного пения до современности.
В эталонном исполнении Петербургского камерного хора озвучены не только полные собрания сочинений многих известных композиторов. Собрана и редкая музыка незаслуженно забытых, но составляющих цвет российской хоровой культуры. Так многолетняя неустанная работа в нотных библиотеках России и зарубежья дала свои плоды: уже записано свыше 3000 произведений 70 композиторов на 150 дисках. Если бы нам удалось прослушать всё, что создали Корнев и его коллектив в рамках Антологии, то для этого потребовалось бы шесть суток. Впечатляющий концерт, как и всё, что делает Камерный хор. А вообще в его репертуаре более 400 хоровых программ русских и зарубежных композиторов. Многие современные композиторы пишут специально для этого коллектива, доверяя ему впервые вынести на суд слушателей свои произведения.
Хор работал со многими выдающимися дирижерами - сэром Георгом Шолти, Владимиром Ашкенази, Семёном Бычковым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Геннадием Рождественским и другими. Гастроли хора проходят с неизменным успехом. Он стал символом и олицетворением нашей культуры в разных странах мира. На выступлениях с солистом Дмитрием Хворостовским в Америке публика аплодировала стоя, крупнейшие газеты опубликовали тогда восторженные отзывы об удивительной красоте и эмоциональности исполнения.
Вот так выглядит профессиональный и духовный подвиг петербургских музыкантов. Впрочем, быть лучшими – их кредо. Это знают все, кто хоть раз был на концертах этого коллектива. Он создан в феврале 1977 года. Тогда это был Камерный хор Института культуры из студентов и преподавателей вуза, энтузиастов хорового дела, числом 21 человек, сейчас состав вдвое больше. Вокруг Корнева всегда удивительным образом возникают энтузиасты хорового пения. Ещё учась в хоровом училище, он уже организовывал вокруг себя вокальные ансамбли. Был момент, когда в бытность студентом консерватории он управлял шестью хорами! Хор Математического института имени Стеклова, которым долгое время руководил Корнев, тоже дорос до высокого профессионального уровня. Но это было начало, маэстро только входил в азарт. Нынешний его коллектив, Петербургский камерный хор, бессменным художественным руководителем которого он является, - многократный победитель различных международных конкурсов и фестивалей, лауреат Государственных премий и единственный в России хоровой коллектив - обладатель премии Grammy за исполнение «Всенощного бдения» С. Рахманинова.
В 1990 году в Ленинграде Николай Корнев организовал первые международные хоровые фестивали, куда приезжали лучшие коллективы Германии, Дании, Швеции, Швейцарии, США. С его именем связаны и «Общедоступные концерты. Возрождение традиций капеллы А. Д. Шереметева». Во время гастрольной поездки по Италии Петербургский камерный хор неожиданно для себя оказался на всемирном приеме у папы Римского Иоанна Павла II. На выступление им дали сначала четыре минуты, потом график сузился до 40 секунд. Камерный хор грянул «Богородице Дево, радуйся» из Всенощной Виктора Калинникова, после чего папа Римский подошёл к ним и попросил продолжить. Пели ему духовные сочинения русских композиторов ещё около часа. Понимаю, как трудно было папе оторваться от этих хрустальных голосов.
«Музыка совершеннее слова», - писал Алексей Толстой, чьим грандиозным «Пантелеем-целителем» на музыку С. Рахманинова бисировал Камерный хор в Концертном зале Мариинки. Избранное в этот вечер составили произведения светской и духовной музыки, которые, по словам Корнева, должны быть на сцене. Исполнение Литургии П. Чайковского было запрещено при его жизни, дело дошло до суда, цензуре были подвергнуты даже ноты. Последующее атеистическое время продлило этот запрет ещё на век. «Как иконопись отличается от живописи на одни и те же темы, так духовные произведения светских композиторов, под которые, по словам критиков этих сочинений, «невозможно молиться», давно имеют право быть услышанными со сцены. Эта музыка для сцены и написана», - утверждает Николай Корнев.
Всё дело, конечно, в интонации. Скромно и с достоинством Николай Корнев создаёт то, что, похоже, только ему под силу, работает, как старые мастера, во славу Божию. Ни одной фальшивой ноты. Вот кого смело можно удостоить награды «за Веру и Верность». Посреди лязганья, воя и лая нашей эпохи он, словами Пушкина, «несколько занёс нам песен райских». Да ещё этот благовест звучит по-русски самыми лучшими на свете стихами. «По небу полуночи ангел летел» ... Оглушённому современнику можно прямо указать, «где оскорблённому есть чувству уголок», — вот он, этот концерт, щедро в тот же вечер выложен в соцсетях Мариинского театра.
И сотни записей в сообществе «Аудио библиотека русской хоровой музыки» тоже доступны. «Жизнь всё ещё богата», как обещал Плетнёву Пушкин. Не обманул. Любить жизнь, зная о ней всю правду и не отчаиваться, тем самым меняя её к лучшему. Нельзя унывать, пока у нас есть такая музыка.
«Под это невозможно молиться». А нам годится! В какой, однако, роскоши жили наши соотечественники и не ценили её…