Есть место чуду и на сегодняшней театральной сцене
Новый год — время детских елок. Но и мамам с папами тоже хочется красивых и трогательных спектаклей, способных украсить праздничные дни. Рассказываем о недавних премьерах — двух для взрослых и одной для детей и подростков.
У всех в жизни случается черная полоса. Это состояние переживают в начале действия сразу несколько героев — одиноких, гонимых, несчастных. Хорошо, что от врагов можно укрыться в Арденнском (или, как произносят на сцене, в «Хабенском» лесу). В нем живут длинноволосые менестрели — ни дать ни взять хиппи. А еще там происходят судьбоносные встречи. К концу спектакля, как и положено, после череды невзгод любящие сердца соединяются, ожесточенные — смягчаются, а враждующие братья находят силы примириться. И все это вызывает в зрителе сопереживание, а не раздражение, как иногда бывает с чересчур счастливыми финалами.
Текста Шекспира исполнители в основном придерживаются, хотя и немало импровизируют. Они щеголяют в красочных, с юмором придуманных Евгенией Панфиловой костюмах, где парики и кринолины соседствуют с косухами, ирокезами и шапками-ушанками. Особенно хороши главные герои в исполнении Полины Романовой, Кузьмы Котрелева и Наташи Швец, а также играющий нескольких персонажей сразу Иван Дергачев.
Эта пьеса Марины Цветаевой — редкая гостья на сцене. Главный герой — герцог Лозэн, чью жизнь прервала гильотина во время Великой французской революции. Неудивительно, что эта тема была близка Марине в жестоком и кровавом 1919 году. Лозэн характеризует свою эпоху так: «Не только головы, дитя, миры летят!» Собственно, в какой-то мере это касается и дня сегодняшнего. И все же акцент сделан на любовных похождениях герцога (Алексей Гиммельрейх), крестной которого была знаменитая маркиза де Помпадур. В начале действия в ее образе сама Фортуна (Евгения Курова) появляется у колыбели будущего покорителя сердец. А дальше в Лозэна влюбляются разные женщины, вплоть до королевы Марии-Антуанетты (Алла Юганова).
Спектакль красив — с гобеленами, канделябрами, напудренными париками и розами повсюду. Действие органично дополняется пением, а квартет играет произведения Рамо, Россини и автора, во многом определяющего творческий почерк Театра Камбуровой, — его музыкального руководителя Олега Синкина.
Популярность героини у детей велика, но это скорее дань диснеевскому мультфильму, на основе которого создаются куклы и сувениры, мюзиклы и книжки с картинками. А о христианском значении финала сказки Андерсена, замененного в мультике банальным хеппи-эндом, молодежь имеет мало представления.
Рузанна Мовсесян обращается именно к Андерсену. В спектакле всего четыре актрисы: Полина Кугушева, Арина Борисова и Алла Онофер играют главную героиню и ее сестер, а Екатерина Александрушкина выступает сразу в двух ролях — элегантнейшей Бабушки и злой Морской Ведьмы.
Все три русалочки очаровательны, но если старшие сестры по-рыбьи бессердечны, то тихая и задумчивая младшая оказывается способна на жертвенную любовь. Счастья в жизни она ей не приносит, зато дает возможность обрести бессмертие. После смерти Русалочка не растворяется, как было бы ей положено, в морской пене, а продолжает мыслить и чувствовать и вновь обретает голос. «К кому я иду?» — вопрос, заданный героиней в финале, звучит философски.
Убеждена, спектакль понравится взрослым и детям за то, что в нем, несмотря на щемящую грусть, хватает и юмора, актрисы прекрасно играют, а художник Мария Утробина сумела создать на маленькой сцене настоящее волшебство.