Об итогах года в оптимистическом ключе старается размышлять обозреватель «Труда»
Провожая 2022 год, мы радовались тому, что одолели коронавирус и приступили к строительству нового многополярного мира. Через год хочется чего-то большего. Поводы для оптимизма нам каждый вечер подсказывают в телевизионных ток-шоу: ситуация на фронтах спецоперации выправляется в нашу пользу, западная военная помощь Украине методично перемалывается, слышатся голоса недругов о необходимости мирных переговоров. Еще не победа, но, как считают головастые эксперты, очевиден коренной перелом в конфликте Запада с Россией.
А еще, сообщил президент, рост ВВП в России составит в нынешнем году 3,5%. Чем не повод для осторожного оптимизма, ведь в 2022-м он снизился на 2,1%. Значит, российская экономика отыграла падение и идет вперед. К тому же инфляция (8%, по официальным данным) хоть и превысила прогнозируемую правительством почти вдвое, но все-таки значительно меньше той, что в Аргентине.
Мы успешно переориентировались на Восток, перестроили транспортировку товаров. Санкции, это мы знаем теперь точно, не сломили экономику России, а больно ударили по их инициаторам. Как уверяют в телевизоре, супостаты теперь хватаются за головы и тихо плачут в тряпочку.
Вы, пожалуй, усомнитесь: что нам абстрактные цифры, если в кармане от них не звенит! А вот и не скажите. Всемирный банк сообщает: по паритету покупательной способности (это если посчитать стоимость товаров, которые можно купить на все заработанные деньги) ВВП России стал пятым в мире — 5,3 трлн долларов. Или даже четвертым, если взять неучтенку и нелегальный бизнес. Так вот, тут Россия обогнала Германию и дышит в спину Японии (5,7 трлн долларов), показатель которой вдвое уступает Индии (11,8 трлн).
Полегчало, прибавилось гордости? Другое дело, что не всем из тех, кто трудится с утра до ночи и создает этот ВВП на загляденье, заработанных денег хватает на хлеб с маслом. О том, что людям надо платить заработанное, поднимать минимальные и средние зарплаты, регулярно говорит и Владимир Путин. Возможно, когда-нибудь так и будет. А пока нам обещают, что реальная зарплата к концу года вырастет на 8%, а доходы населения — на 5%. МРОТ с января увеличится на 18,5% — до 19 242 рублей. Мало? Что же, придется подождать, когда Россия построит новый, более справедливый мировой порядок.
Но что мы все о хлебе насущном? В уходящем году случались и события поважнее. Владимир Путин зарегистрировался в качестве кандидата на пост президента. А это дает надежду, что нас ожидают шесть лет стабильности. Есть надежда, что жизнь не станет хуже.
Из не столь грандиозного можно взять первый в мире полнометражный фильм, снятый нашими киномастерами в космосе. Нет, не слабеет с годами и десятилетиями дерзновенный порыв к звездам. Правда, наша «Луна-25» толком так и не прилунилась — в отличие от индийской станции «Чандраян-3», доставившей на Луну посадочный модуль с луноходом. А еще индийцы испытали многоразовый космический самолет LEX и отправили зонд к Солнцу. Про китайскую орбитальную станцию, луноходы и марсианские зонды и вовсе промолчим. В конечном итоге все это победы мировой космонавтики, и нашей тоже. Ведь индийцы и китайцы всего лишь повторяют то, что когда-то было достигнуто нашей страной. А вот снять кино на орбите им, похоже, слабо.
Что еще? Мы построили в Москве самую длинную кольцевую линию метро: 31 станция, 87 минут в пути. Длиннее пекинского большого кольца: 70 км против 57 км. Нельзя не упомянуть изобретение в НИЦЭМ имени Гамалеи суперантибиотика и высадку в Крыму первых плантаций оливок. А еще нам представили (в который раз!) первый российский смартфон, честно признав, что в нем есть зарубежные составляющие. Есть надежда, что их окажется не так много, как в возрожденном «Москвиче».
У журналистов «Труда», кстати, тоже есть поводы поднять бокалы. Несмотря на выросшие за два года на 100% цены на бумагу, типографские расходы и прочее, мы на 103-м году жизни не умерли, а продолжаем работать для нашего читателя — Человека труда. Продолжаем говорить правду, порой неудобную, но необходимую для пользы Отечества. И даже приняли участие во Всемирном медиасаммите. Спасибо, читатели, друзья и единомышленники, за поддержку!
А если кому-то очень не хватает положительных новостей, рекомендуем посмотреть федеральные телеканалы или сходить на выставку «Россия» на ВДНХ. Там вы увидите самого большого в мире камчатского краба и самого красивого амурского тигра. Помните, в прошлом году по эфирам, словно эхо по ущелью, прокатилось: «Хватит врать!». Сейчас об этом уже не вспоминают. Никто и не врет, просто настаивают: надо видеть стакан наполовину полным и думать о хорошем. А если не все пока этому научились, то время еще есть — неделя до Нового года.
Поиск «Яндекса» по словам «итоги года 2023» сразу обращает нас к «Прямой линии» президента России. Этот «марафон общения» вместил в себя немало фактов и событий. И в очередной раз показал, куда нужно гражданину обращаться, чтобы решить свою проблему, далекую от геополитики и Росстата. На миллионы вопросов, от ремонта спортзала в селе Солнечное в Крыму и больницы в уральском поселке Рефтинский до пресловутой цены на яйца, может толком ответить только один человек. Что, собственно, подтвердил глава Крыма Сергей Аксенов, заявивший о проблеме в коммуникации местных властей с народом.
Эта проклятая «коммуникация» не дает спокойно жить очень многим соотечественникам. Нас перестали слышать и замечать не только в высоких кабинетах, но и в скромных конторах, вроде бы специально и существующих, чтобы обычному человеку жилось легче и спокойнее. Лично меня потрясла история ученого-геолога, которого обвинили в массовом убийстве двадцатилетней давности и продержали в СИЗО почти год. Из доказательств вины — выявленное искусственным интеллектом 50-процентое совпадение с портретом вероятного убийцы. И все! Отпустили без вины виноватого только после личного обращения правозащитницы и журналистки Евы Меркачевой к Владимиру Путину. Виновные не названы...
Остается пожелать всем хорошим людям (а таких и на Земле, и уж тем более в родном Отечестве большинство!) побольше удач и свершений, поменьше тревог и разочарований в наступающем году. Будем делать все, чтобы жизнь не замирала в испуге и неопределенности, чтобы сердце не сжималось в тревоге за судьбу наших сыновей и дочек. Как сказал президент, «самый большой подарок — дети и дети наших детей. Это подарок от Всевышнего».
А от кого их, подарков, еще ждать?