Осталось выяснить, в каком она будет составе
«Указ президента об объявлении 2024 года Годом семьи в России дает надежду на развитие системы мер социальной поддержки в этой сфере», — заявила председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. Отцы и матери многодетных семейств замерли в ожидании...
Вообще-то наши люди за семью двумя руками! Социологи уверяют, что 98% россиян считают крайне важными семейные отношения. Но это в теории. А на практике Всероссийская перепись населения 2021 года зафиксировала, что домохозяйства, состоящие из одного человека, скоро могут стать в стране самыми распространенными. По этому показателю мы догнали развитые страны.
А по разводам перегнали и Европу, и США: в Евросоюзе на 1 тысячу жителей разводятся 0,20%, в США — 0,29%, а в России — 0,36%. Чаще всего, по данным Росстата, расстаются пары в Северо-Западном, Дальневосточном, Сибирском и Уральском округах. А лидерами стали Сахалинская область (5,4%) и Магадан (5,1%). Не спасают печальную статистику даже крепкие семьи республик Северного Кавказа — в Чечне, Ингушетии и Дагестане.
Результат: по итогам переписи-2010 одиноко проживали 14 млн россиян из 54,6 млн домохозяйств, но больше было семей из двоих — 15,6 млн, или 28,5%. А Всероссийская перепись, проводившаяся в 2021 году, выявила 27,6 млн домохозяйств из одного человека — 41,8% от всех. Полных семей с детьми в России насчитали лишь пятую часть (20,7%) от всех домохозяйств. В общем, доразводились...
Данные российского ВЦИОМа показывают, что наиболее популярными причинами разводов у нас являются бедность (33%), взаимное непонимание (15%), неверность партнера (14%). Для сравнения: в США финансовые проблемы находятся на четвертом месте среди причин разводов.
Тяжелые материальные условия вместе с жилищными проблемами названы также основными причинами, мешающими российским семьям иметь детей. И здесь желаемое расходится с действительностью. Опросы Росстата, сколько детей хотели бы иметь замужние женщины в возрасте от 18 до 44, выглядят оптимистично: половина опрошенных хотят двух, вторая половина — от одного до трех и более чад. Но, когда речь заходит не о мечтах, а о реальности, планка снижается. А в 2020 году ВЦИОМ спросил у россиян, почему они откладывают рождение ребенка, и ответы были те же самые: отсутствие денег (39%) и жилищные трудности (30%).
Еще раньше известный российский демограф, профессор МГУ Анатолий Антонов предупреждал о реальной грядущей депопуляции: если не укрепить семью, к 2050 году в России будут жить всего 70 млн человек. Меры, как известно, приняли. Накануне Года семьи — 2008 в стране ввели родовые сертификаты (материнский капитал) — по 250 тысяч рублей за каждого второго младенца при средней зарплате по стране в 17 тысяч. Результат превзошел ожидания: в стране родились 1 717 500 малышей — почти на 200 тысяч больше, чем годом раньше. Наибольший прирост был в Южном федеральном округе, который и раньше отличался в этом важном деле. А в 2009-м в стране прибавилось еще 1 764 164 младенца, в 2013-м впервые с момента распада СССР статистика зарегистрировала естественный прирост населения: родилось на 23 тысячи больше, чем умерло...
И все, на этом фанфары отгремели. Хотя маткапитал корректировался на инфляцию и по-прежнему выдавался семьям, в которых появлялся второй или последующий ребенок, причем он мог быть как рожденным, так и усыновленным. Но в минувшем 2022-м в России родились лишь 1 304 087 человек — на 400 тысяч меньше, чем при всплеске 15-летней давности, и на 6,7% меньше, чем в 2021 году.
Ныне падение продолжается: за 10 месяцев уходящего года родились 1,06 млн человек. Да и маткапитал в реальном выражении похудел: 15 лет назад он составлял 15 месячных зарплат, а теперь недотягивает и до 10. А в Японии родителям платят за первого ребенка 100 тысяч иен (940 долларов), а к рождению четвертого семья может получать уже миллион иен. В Австралии каждый новорожденный гражданин — повод для получения 3 тысяч долларов. В Китае, который еще недавно проводил политику «одна семья — один ребенок», нынче выплата за рождение первенца в семье составляет 3 тысячи юаней (420 долларов), а за второго ребенка — около 5 тысяч юаней (700 долларов). Во Франции за первого ребенка не платят ничего. Но семья с двумя детьми получает 131 евро в месяц, а с тремя — 299 евро. В Великобритании детские пособия выплачивают еженедельно — 20,7 фунта (1700 рублей) на первого ребенка и 13,7 (1100 рублей) на второго. В Финляндии за первого ребенка родители получают 100 евро в месяц, за второго — 110,5, за третьего — 131 евро.
Зато в России Минфин не любит платить много — даже если можно просто не отбирать «детские» (имею в виду налоговый вычет на детей). Его может получить каждый работающий россиянин, уплачивающий ежемесячный НДФЛ со своей зарплаты. Поскольку из полной налогооблагаемой суммы у него сначала вычитывается по 1400 рублей за первого и второго ребенка и 3000 за третьего. С этих денег подоходный налог не берут, то есть «чистый выигрыш» родителя за всех троих — 754 рубля в месяц. Или в 45 раз меньше, чем пособие на троих таких же детей, выплачиваемое в Финляндии.
А во Франции многодетные родители вообще освобождены от налогов на личные доходы (включая зарплату). Такова налоговая система: с каждым рожденным (после первенца) ребенком родители получают вычет из своей налоговой базы в размере (в зависимости от места жительства) от четверти до трети всей заработанной суммы. Получается, что дети — главная плата государству. Неудивительно, что во Франции за последние несколько лет зафиксирована самая высокая рождаемость в странах континентальной Европы.
В России — увы! — в 2022 году из 85 регионов население сократилось в 72, а увеличилось лишь в 13. И региональные власти пытаются переломить эту тенденцию, не слишком надеясь на помощь из центра. В Пензенской области действует десяток программ, направленных на стимулирование рождаемости, поддержку молодых и многодетных семей. В Ульяновской создан единый стандарт социальной поддержки беременных женщин. Оренбургские власти открывают на каждого новорожденного лицевой счет, куда переводят деньги из регионального бюджета. В Калининградской области студенткам, родившим первенца, в период обучения и в течение трех лет после окончания обучения полагаются разовые выплаты по 300 тысяч. В Ульяновской области замужним женщинам, родившим первого ребенка в возрасте до 25 лет, выплачивается 100 тысяч. В Санкт-Петербурге молодой маме, родившей первенца в возрасте до 24 лет, полагается 56 тысяч рублей...
Забота о молодых мамах проявляется неспроста. По данным соцопросов, 83% молодых людей считают, что вступать в брак лучше до 25 лет. Но никто не считал, какое количество студенческой молодежи нынче живет в зарегистрированном браке. Зато известно, что только 0,4% семей студентов-очников имеют детей. Такие цифры привела зампред Госдумы Анна Кузнецова. А еще раньше Госдума рекомендовала правительству РФ законодательно закрепить понятие студенческой семьи и подумать, как совместить материнство и учебу.
Депутаты предлагают несколько видов поддержки студенческих семей. Во-первых, предоставлять жилье в семейном общежитии. Но поскольку не каждый вуз может позволить себе отдельное здание, то можно выделить специальный блок для семейных студентов в обычном общежитии. Есть другие варианты. В Калининградской области отрабатывают вариант, когда беременная студентка получает право снимать жилье за счет областного бюджета. А студенческой семье, решившейся обзавестись ребенком, депутаты предлагают платить стипендию, эквивалентную региональному прожиточному минимуму. В перечне предложений — создание при общежитиях службы социальных нянь, с которыми можно оставить ребенка и пойти на лекцию. И многое другое.
Может быть, в Год семьи эти проблемы можно будет решить?
А в это время
Институт исследований и экспертизы ВЭБ предложил в качестве одной из мер стимулирования рождаемости выделение автомобиля при рождении четвертого ребенка. А депутат Госдумы от ЛДПР Валерий Селезнев выступил автором еще более оригинального решения демографической проблемы: дать возможность женщинам, содержащимся в местах заключения, выйти в «отпуск» для рождения детей. Парламентарий опирается на статистику, согласно которой в российских тюрьмах находятся порядка 45 тысяч женщин. Многие способны родить.
По мнению депутата, государство может предложить своеобразную сделку, при которой женщине прерывается срок отбывания наказания и в случае, если она за время «отпуска» родила, остаток срока аннулируется. «Мы дали возможность мужчинам, досрочно выходя из тюрем, воевать в ходе СВО. Почему же мы лишаем возможности искупления вины женщин? Нам срочно нужно решать главную проблему будущего страны», — призвал депутат.